Духовные коллаборанты в коридорах власти

Многовекторная политика Беларуси на русофобской почве

Иван Мартынов 
Русские герои  Секспросвет и пропаганда извращений  Белорусский национализм 
0
23.11.2021 981
Фото: https://www.msu.by/

Ошибки 37-го года повторяются

Многовекторная политика Беларуси на русофобской почве, удобренной финансами различных иностранных фондов, олигархами России и Беларуси привела к трагическим событиям, которые не закончились катастрофой благодаря игре России мускулами и самоотверженности сотрудников силовых структур, пусть и ценой некоторой потери авторитета. Но мировой опыт, особенно России, показывает, что силовыми методами проблемы загоняются внутрь, однако со временем они проявляются ещё с большей разрушительной силой. Обратимся, например, к событиям прошлого века. Не сделала Россия выводов из событий 1905 года – получила революцию 17-года. Аналогичная картина в Беларуси. Не проанализировали события 2010 года – получили август 2020. Контролировать ситуацию в стране в данный момент не означает контролировать её в будущем. США и западные страны основательно изучают события 2020 года и стремятся выработать новую тактику поведения оппозиции, усилен квалификационно как дипломатический, так и правительственный блок этих стран, курирующих Беларусь и Россию. Не могу ответить за Россию, но в Беларуси не перекрыты все каналы легальной подготовки боевиков и финансирования оппозиции, но ни одна правительственная структура, ни законодательный орган сигналы об этом не воспринимают. В спокойное время обстановка поддерживается не столько силовыми методами сколько высоким уровнем состояния идеологической работы, фундаментом которой является патриотизм. У нас фактически отсутствует идеологическое обеспечение государственной политики. При наличии огромного штата бумажных идеологов нет идеологов по призванию, которые умеют людей убеждать. Наши идеологи без административных рычагов и когда за спиной не стоит милиционер беспомощны. Это и проявилось в августе 20-го года. И даже в эти и последующие дни они не пожелали привлечь авторитетных людей, воспользоваться их советами. Наши официальные идеологи проиграли оппозиции на идеологическом поле.

Прошедши в России выборы показали, что народ голосует не за партии, а за яркие личности в этой партии, которые не словами, а до выборов делом продемонстрировали свою позицию. Не административный ресурс, который руководство России использовало грамотно, а два человека своим именем фактически спасли «Единую Россию», о которую народ уже хотел вытереть ноги. Хотя была понятно, что они не собираются работать в парламенте. Забронзовевшие лидеры никому не нужны. Этого никак не хотят понять коммунисты России.

И когда я вижу по телевизору ораторов, которые пытаются показать свой патриотизм, стуча в грудь, что аж кости трещат, я стараюсь вспомнить их дела до 9-го августа. Некоторые из них, занимая высокие посты, пели гимны польской шляхте, представляя её элитой белорусского народа. Анализируя СМИ того времени, казалось, что для телевидения и печати, научных работников и даже депутатов нет других важных дел, чем забота о польской шляхте. Сколько государственных средств на это затрачено. Я раньше иронично шутил, что у польской шляхты изучили всё, вплоть до подштанников. Оказалось, что и туда добрались. Например, кандидат исторических наук, доцент кафедры гражданского и международного права Гродненского филиала Белорусского института правоведения Наталья Слиж пошла дальше и в 2019 году ею издана книга “Культура сексуальных стасункаў у ВКЛ у XVI –XVII ст.ст. Эпиграф к этой книге: “Секс гэта жыццё, а жыццё – гэта секс”. В Интернете она выложила ещё один перл: «беларуская мова гэта сапраўднае каханне, сэкс і рок-н-рол».

Как же простые люди воспринимают такую писанину?

Белорусы хорошо помнят, как поляки огнём и мечом уничтожали белорусов и их Православную веру. До сих пор в Западной Белоруссии матери, провожая дочерей в люди, напутствуют их: «Ты, доченька, ищи себе пару. Выходи замуж, но только не за поляка (имелось в виду шляхта. И.М.). Можешь даже за еврея или за араба какого, только поляка берегися» (Бел.думка, № 10, 2005, с. 101).

Я об этом не вспоминал ещё раз, если бы вновь не зазвучали те же мелодии про шляхту как элиту белорусского народа. Так уже 24 октября в 20-10 по телеканалу культуры «Беларусь -3» прозвучала первая лекция цикла «Кафедра» «Жупан, дэлія і зіпун. Модныя трэнды шляхты Рэчы Паспалітай і Беларускія персіяркі…» Чтобы было понтна подплёка идеи фильма, добавим. В нём шла речь о слуцких поясах и перечислены персоналии их носившие. Слуцкий пояс очень дорогая вещь в изготовлении, он элемент мужского костюма Великого княжества Литовского. Считался признаком благородного происхождения, и его наличие указывало на благосостояние владельца.

Президент Беларуси озвучил, что известны все из его Администрации, кто в трагические августовские дни терзался одной проблемой какой флаг выбросить, но никто из них не уволен, не наказан.

К сожалению, такая позиция создаёт предпосылки для повторения ошибок 37-го года. Основная из них: не была пресечена до основания деятельность штаба противников государственной власти, некоторым простили, поверив их раскаянию. Один из них - Н.Хрущёв, подрывная деятельность которого в полном масштабе ещё не озвучена. Троцкисты остались в ближайшем окружении Сталина, и они сумели расставить на ключевых позициях своих людей, по вине которых война продолжалась так долго. И после войны они продолжили свою подрывную деятельность, последствия которой сказывается до сих пор. Об этом подробнее, ниже и в других статьях.

Назовем ещё одного троцкиста, деятельность которого сказалась и на моей судьбе, что я с первых дней войны, ещё не родившись, оказался в концлагере.

Уже каноническим стало представление о событиях 1941 года, что наши войска не оказывали существенного сопротивления врагу, поголовно сдавались в плен, только пограничники мужественно сражались, что виноват только командующий Западным фронтом генерал армии Г.Павлов, в полосе которого немцы стремительно приближались к Москве. Либеральные историки в трагедии обвиняют Сталина, другие Жукова и Тимошенко.

Документы со стола Сталина, переговоры и донесения командующих фронтами засекречены, а возможно, важные из них уже исчезли, но имеются немецкие оперативные карты и другие источники, которые позволяют по крупицам собирать сведения. Оперативные карты показывают, что главный успех немцев в первые дни войны был на стыке Западного и Северо-Западного фронтов на территории Прибалтики, который обеспечила пятая колонна, как бы не преувеличивали её потери в 1937 году. Все было ими подготовлено для поражения Северо-Западного фронта. Прибалтийский военный округ был образован 11 июля 1940 года на голом месте, не имея ни материальной базы, ни инфраструктуры. Фактически начал обустраиваться с декабря 1940 года с назначением командующим Кузнецова Фёдора Исидоровича, уроженца Горецкого района Могилёвской области. Величайшей ошибкой было, что прежний рядовой состав прибалтийских армий без отбора влился в состав Красной Армии, даже форму одежды им не поменяли. В каждой республике было сформировано по одному стрелковому корпусу, офицерами в которых были русские.

Кузнецову всячески мешали приводить округ в повышенную боевую готовность руководство республик, которое, по многим свидетельствам, было связано с немецким командованием. По их требованию офицерам запретили вывезти семьи в тыл. Это еще одно доказательство, что Германия напала на Советский Союз. В противном случае какой смысл в запрете. И как издевательство над русскими - вдруг разрешили выехать поездами, которые отправлялись с 5-ти часов 22 июня (у матери были билеты на это время). Кузнецов пошёл на хитрость и под видом проведения учений стал постепенно в ночное время выводить войска на боевые позиции. Так мой отец, командир роты прикрытия границы, был поднят по тревоге ночью 17-го июня и домой уже не вернулся. У меня имеются многочисленные свидетельства, подтверждающие данное мероприятие.

В первый день войны литовские солдаты перебили русских офицеров и в большинстве своём перешли на сторону немцев. Вскоре и два других прибалтийских корпуса перешли на сторону немцев или дезертировали. Корпуса с прибалтийцами срочно были распущены. Перебежал с документами к немцам и начальник оперативного отдела Северо-Западного фронта генерал-майор Трухин. В плену он стал начальником штаба власовской армии и был там, фактически, мозговым центром. Только немецкие агенты из ближайшего окружения Сталина или из Генерального штаба могли Трухина направить в Прибалтийский округ, проведя его через многие отделы Генштаба. Как такой человек мог пройти практику в разных отделах высших эшелонах власти? Без крышевания сотрудниками из ближайшего окружения Сталина этого сделать было невозможно, учитывая его родословную – из дворян, сын крупного землевладельца. Его отец и брат были расстреляны в Гражданскую войну за контрреволюционную деятельность. Второй брат был репрессирован в 1938 году. Трухина основательно подготовили для подрывной деятельности. Он окончил Академию Генерального штаба, преподавал в ней, работал в оперативном отделе Генштаба. Я подозреваю, имея на то основание, что и сейчас в коридорах власти много своих трухиных. Без основательного выявления и локализации их деятельности мы повторим ошибку 37-го года. Ни в коем случае их нельзя назначать на высокие государственные посты, помня перерожденцев Хрущёва, Трухина и других, неразоблачённых до сих пор.

Командующий округом Кузнецов догадывался о предателях в его штабе (любые действия командующего быстро становились известны в Москве) и задачи ставил командирам, вплоть до полка, беседуя без свидетелей и не в кабинете, а в служебной машине, выезжая в поле.

Немецкая оперативная карта за 22 июня 1941 года

Подразделения должны были придерживаться тактики активной обороны, обороняться до последней возможности, отступать в указанном заранее направлении, прорываться из окружения и закрепляться на новых позициях. Он войскам ставил задачу, исходя из конкретно складывающейся обстановки, а на все грозные кремлёвские указания отвечал, что у него нет сил, чтобы ликвидировать разрыв между фронтами.

Северо-Западный фронт при худшем соотношении сил задержал быстрое продвижения противника к Ленинграду. Не соответствуют действительности необоснованное отстранение Кузнецова после его приказа войскам форсировать Западную Двину, взорвать мосты и закрепиться на правом берегу реки. Рассекреченные в последнее время данные о потерях наших войск в первые 10 дней войны самыми малыми на 1000 воинов оказались у Северо-Западного фронта.

Косвенное признание упорных героических сражений на территории Прибалтики отмечает в своих мемуарах А.М.Василевский, в ту пору Первый заместитель начальника оперативного управления Генерального штаба, позднее и начальник Генштаба: «Никто из стоявших у кормила политического и военного правления Германии не сомневался в том, что наступление на Ленинград будет произведено быстро, без каких-либо осложнений. Они уповали на превосходство в силах, нацеленных на Ленинград группы армий «Север» - один к трём в её пользу. Они также рассчитывали, что малочисленные советские войска, прикрывавшие Прибалтику, не смогут показать высоких боевых качеств, так как будут сломлены морально и психологически.»

Василевский не стал, или ему не позволила цензура, более определённо раскрыть данную тему.

Даже начальник Генерального штаба Сухопутных войск вермахта Гальдер в своём дневнике записал: «В тылу группы армий «Север» серьёзное беспокойство доставляют многочисленные остатки разбитых частей противника, часть которых имеет даже танки. Они бродят по лесам в тылу наших войск. Вследствие обширности территории и ограниченной численности наших войск в тылу бороться с этими группами крайне трудно».

Из воспоминания командира танковой группы вермахта Эрхарда Рауса о бое, произошедшем 24 июня 1941 года вблизи литовского города Райсеняй. Единственный советский танк КВ-1 в течение двух суток сдерживал наступление целой танковой дивизии. Раус отмечал, что один этот советский танк нанес танковой дивизии вермахта больший ущерб, чем целая советская дивизия.

Немецкое командование было удивлено относительно малым количеством пленных. Ни одно подразделение, кроме балтийских, не сдалось в плен.

Память о генерал-полковнике Ф.И.Кузнецове на родине достойно не увековечена. Этому раньше мешали «ташкентские» герои, а теперь их родственники (подробнее об этих событиях в моих статях, размещенных в Интернете: «Военачальники, не проспавшие войну, сознательно забыты»; «Почему ВОВ не закончилась в 1942 году?»).

На последнюю статью получен отзыв Свиягина Леонида Михайловича, который с 1992 года до увольнения в запас по болезни в 2000г. последовательно руководил отделением, отделом, управлением в одном из Главных управлений Генерального Штаба Вооруженных Сил Беларуси.

«Уважаемый Иван Иванович! Просто поражён той огромной работой исследователя, которая была проделана! Уверен, для читателя ВЫ открываете такой пласт фактического материала, что трудно переценить. Имея немалые источники информации в период своей службы, по-доброму завидую Вашей. Согласен с Вашими выводами, как военный специалист и просто как неравнодушный гражданин. Желаю успехов и творческого долголетия. С уважением. Леонид. Честь имею!»).

Можно ли считать нормальным явлением, когда ряд общенациональных героев, приписавшие себе подвиги других, не являются таковыми на местном уровне, а ряд истинных героев, среди их и мой родной дядя, оклеветаны (в их числе все организаторы героической обороны Могилева, русские по национальности, оклеветаны и наказаны; подробнее об этом в моих статья, выложенных в Интернете), что самым пагубным образом сказывается на патриотическом воспитании. По этой причине появившиеся в школах военруки вынуждены будут решать задачу воспитания патриотов на антипатриотичных примерах.

Возмущенцам вышесказанному рекомендую прочитать хотя бы первые страницы монографии полковника КГБ в отставке Николая Смирнова «Генерал Корж. Неизвестные страницы», изданной уже второй раз, и озаглавленных «Четырежды оклеветанный…».

Давно пора дать ответ – П.Пономаренко и В.Козлов со своей семёркой таких же героев, о которых говорил Корж, что они немца живого через мушку прицела не видели (в монографии некоторые из них названы) организаторы или дезорганизаторы партизанского движения, превращения Беларуси в героическую республику уже в 41-ом году? За одно издевательство над В.Коржом и М.Шмырёвым, которые не стали дважды Героями они звание Героя получили только после освобождения Беларуси – заслуживают не просто осуждения.

Насколько сильны позиции сторонников Пономаренко и в настоящее время свидетельствует и такой факт. После событий 2010 года я подготовил в начале 2011 года монографию «Отечество в опасности», в которой показал антигосударственную политику Министерства образования. Это его усилиями подготовлена оппозиция. Моральное разложения молодежи контролировал Сизанов А.Н. (с 1993 по 2005 гг. главный инспектор Министерства образования РБ, курировавший психологическую службу в системе образования и воспитательную работу в высшей школе). В орбиту развращения школьников были вовлечены даже детские газеты. Так газета для детей и подростков убеждает юных читателей, ссылаясь на наблюдения медиков, что мастурбация – совсем не распущенность, что она нормальное явление, которой занимаются даже и отличники. Оказывается, «Згодна з назіраннямі медыкаў, некаторыя хлопцы, якія паспяхова займаюцца ў школе, наведваюць спартывныя секцыі і гурткі, карацей, загружанныя «пад завязачку», знаходзяць час на сексуальнае задавальненне. Як правіла, гэта хлопцы з моцнай сексуальнай цягай». Какому же подростку не хочется быть сильным во всем. Чтобы окончательно поразить подростков лозунгом «Ты зписался в …», статья заканчивается припиской «Р.S. У чытачоў можа скласціся ўражанне, што мастурбацыяй займаюцца выключна хлопчыкі. Гэта не так. Пра дзявочую мастурбацыю мы пагаворым пазней» (Алёна Кляшчонак, «Мастурбацыя зусім не распутства», Раніца, 13.03.2003 года. Учредителем газеты является Министерство образования РБ).

Но даже усилиями высокопоставленных чиновников, в том числе и КГБ, монографию не удалось положить на стол Президенту.

Разрушительные последствия системы образования, ценностей семьи, как Малой Церкви, будут сказываться ещё не одно десятилетие.

На нейтрализации моей деятельности чиновники до сих пор делают карьеру, а если кто-то стремится мне помочь, ему, в лучшем случае, советуют: «Хочешь работать – работай!» Пошел на повышение замминистра культуры, который в своём ответе на мою «Аналитическую записку» взял под защиту вечер памяти фашистской прислужницы Арсеньевой. И не только её.

Аналогичные по духу получил ответы Министерства культуры и Министерства образования.

Куда плыть дальше?!

Непьющий чиновник – плохой чиновник

Это не моё ёрничье или выдумка, а убеждение бывшего главного идеолога республики, бывшего министра образования, бывшего…, мемуары которого представляют величайшим прорывом в белорусской публицистике. Как когда-то пели дифирамбы Алексиевич на деньги банка Бабарики, так сейчас оценивают эти труды Радькова.

Обратимся к изданным оперативно с разбегом в пять месяцев (почему так спешили издать к началу учебного 2020 года???) по заказу Министерства информации в издательстве «Мастацкая літаратура» двум книгам мемуаров А.М.Радькова («Дискретный подход к наблюдению жизни» и «Мой физмат», в ссылках нумеруем их 1 и 2), только вначале приведём научное толкование публицистики.

Публицистика это литература по общественно-политическим вопросам современности.

Какие вопросы современности волнуют Радькова?

Образцом руководителя Радьков считает декана физико-математического факультета родного университета пьяницу Е.Сенько: «Мне довелось по жизни видеть много деканов, дружить с ними, сотрудничать, общаться. Но лучшего, чем Е.Е. Сенько, я не встречал» (2, с. 138).

По его мнению, Сенько обладал необходимыми данными руководителя высокого ранга и сожалеет, что тот не стал ректором института. Гордится, что «У Сенько я прошёл школу выпивки, вообще говоря, для жизни небесполезную» (2, с. 136). Несколько раз молчаливо соглашается с мнением: «Сенько, не скрывая, считал самым безопасным видом взятки бутылку, объясняя это тем, что после её оперативной реализации не остаётся никаких следов.» (2, с. 60) и вместе с ним, не «отходя от кассы», в рабочем кабинете проводят эксперименты по уничтожению следов взятки, после которых на виду студентов и сотрудников «застенчиво» покидают университет и под удивленные взгляды жителей города, обнявшись, пашут землю носом. Пробираясь домой, вели себя тихо, благородно – «шумел камыш не пели» (2, с. 135, 136).

Он гордиться, что успешно учился в школе Сенько, зная испытания, которым подвергаются новички перед зачислением в сонм избранных: «Через неделю после того, как я приступил к обязанностям министра образования, на планерке в Совмине министр спорта генерал-лейтенант Ю.Л. Сиваков заявил мне:

Радьков! Мне надо с тобой выпить!

Я не раздумывая отвечаю:

Согласен!

Мы с Юрием Леонидовичем в каком-то шахматном клубе проговорили весь вечер. Но после этой встречи у меня не было с ним ни профессиональных, ни личных напряжений» (1, с. 96).

Радьков не скрывает, что начальную школу выпивки прошел под присмотром родной бабушки, когда ещё под стол пешком ходил и родители оставили его жить у неё. «Наша бабушка «промышляла» самогоном, тем более что «крыша» у нее была надежной — зять служил в ми­лиции и был участковым инспектором в этих же местах. И оценивал качество этого тещиного продукта очень высоко.

Со временем бабушка стала терять вкусовые ощущения и привлекала к процессу дегустации самогоноварения меня» (1, с. 8).

Правда, иногда зять после тёщина угощения отмечал это событие салютом: «В свое время участковые инспекторы были вооружены пистолетом ТТ. Такой был и у нашего отца. Он постоянно носил его на поясе в кобуре, а на ночь клал под подушку. Бывало, что в подпитии ему хотелось пострелять из этого табельного оружия. Он выходил на крыльцо и пулял в воздух. Признаться, мы настораживались от такой его выходки, а мама так и вовсе переживала» (1, с. 11).

Моя жена из этих мест и рассказывает о другом участковом, когда тот выходил пострелять все соседи хватали детей и запирались в квартирах.

Такой метод подбора и проверки кадров Радьков считает правильным: «Со временем, когда я уже работал у Кудряшова (ректор МГУ им. А.Кулешова. И.М.) проректором, он практиковал неформальные встречи со мной (почему только с ним? И.М.). С утра об этом предупреждал. И тогда я в обед мчался домой, старался поесть супа, обязательно хлеба с маслом, чего-нибудь мясного. Я понимал, ректор зовет меня не на выпивку, а на разговор. Причем хочет откро­венности, ему интересно, чем живет новое поколение, что у нас в голове, как мы видим будущее и чего им от нас ожидать? Разговор один на один, в лесу. Стол на­крыт на капоте служебной машины, водитель гуляет вда­леке, темы принципиальные. А ты выпил две рюмки и «поплыл»? Кому такой проректор нужен? (выделено мною. И.М.) Евгений Павлович какое-то время преподавал в Могилевской школе КГБ, поэтому «допрашивал» меня профессионально и с пристрастием. Если бы не школа Сенько подготовки к таким разговорам, я бы никогда не выдержал» (2, с. 137).

Две рюмки – это камушек в мой огород. Я противник обильных возлияний и старался уклониться от употребления спиртного, иногда приходилось, но как меня не принуждали эту меру всегда знал, поэтому никогда на четвереньках не возвращался домой.

К этим испытаниям Радькова заранее готовил сват, занимавшийся кадрами в обкоме партии: «Геннадия Тимофеевича Игнатенко уважали как профессионала высокого уровня в кадровой работе. Безусловно, опыт у него был в этом деле большой, так как эти вопросы он вел в обкоме партии. Я только со вре­менем понял, как аккуратно он меня учил тонкос­тям и особенностям системы подбора и расстановки кадров» (1, с. 24, 25).

Радьков восхищается (выражено восклицательными знаками – И.М.) участниками соревнования за звание «Лучший выпивоха университета», который оспаривали Сенько и ректор Кудряшов. «Сенько дружил с ректором института Е.П. Кудряшовым. Оба – сильные, авторитетные, властные личности. Они встречались и неформально, бывало, что и выпивали. Дозу спиртного держать оба умели. В конце восьмидесятых Егора Егоровича избрали на Совете института в очередной раз деканом. Он не мог не отметить это событие, но после 1985, в связи с масштабной кампанией по борьбе в СССР с пьянством и алкоголизмом, официальные выпивки были опасны. Партком за этим следил сурово. Егор Егорович передо мной извинился, сказал, что отметит своё избрание тайно, у себя дома, только с ректором, вдвоём, даже без жён. И мне стало крайне интересно, сколько же спиртного они «поднимут»?

Утром, в половине восьмого, Сенько был уже в деканате. Даже внешне было видно, что посидели они основательно. Егор Егорович был молчалив. На мой вопрос, сколько же они вчера выпили, он не сразу, но всё-таки показал пять (!) пальцев и добавил, что шестую начали. И ведь с утра оба были на работе!» (2, с. 136).

Раскрывает Радьков и методику работы с кадрами бывшего министра образования В.Стражева: «Встречаю в университете Министра образования В.И.Стражева. Он прибыл с деловым визитом, но выходит из машины возбуждённый, возмущённый, сразу заявляет: «Радьков, еду к тебе в университет, по дороге в машине включаю радио и слышу, как твой проректор Мартынов обрушился на меня с критикой, что я не даю хода его монографии и, тем самым, препятствую внедрению проверенных, актуальных, крайне необходимых обществу методов воспитания юношей. Ты разберись, что у тебя за проректор!» (2, с. 85).

Со мной разобрался дважды с нарушением законодательства новый ректор, как только в стране возродился аналог крепостного права – контрактная система.

Радьков же проводил со мной разъяснительную работу, как следует обращаться с начальством и упрекал меня в не компетентности.

Мною выложено в Интернете 50 статей по различным темам, в том числе по образованию, истории Великой Отечественной войны. Читатели разных стран досылают свои впечатления. Их можно найти в Интернете. Приведу некоторые из них.

Неизвестная мне читательница Дава Аутрайт опубликовала такой отзыв на статью «Призрак бродит по Европе в образе фашизма». «Попробую (с помощью детей) перевести этот материал на английский язык, такая благодатная тема».

Придерживаясь принципа – оправдываться, только обвинять себя, но все же приведу некоторые факты.

В ноябре 1996 года в присутствии министра образования В.Стражева во время первого визита Президента Лукашенко в родной институт я обратился к нему с просьбой остановить разворачивающуюся реформу образования, которая закончится провалом из-за недооценки значения математики в учебном процессе. Между нами состоялся продуктивный диалог (он зафиксирован телеоператорами), по результатам которого Президент предложил мне прислать свои предложения. В тот же день через охранника Бобылёва передал две заранее подготовленные статьи. Ответа не получил.

Кто скрыл от Президента эту информацию?

В интервью журналу «Белорусская думка» («Там – всем воздастся по уму. А второгодников - не будет», № 9, 1999, с. 55-64) министр образования В.И.Стражев рекламировал написанный по заказу немецкими физиками учебник, в котором яко бы, аккумулирован лучший опыт советской и немецкой школ. Министр путал два понятия, когда рисунок дополняет текст (чем была сильна советская школа) и рисунок, который заменят текст (чем отличалась и отличается немецкая школа). Протесты учителей, преподавателей вузов против данного учебника игнорировались.

Учителя этот учебник называли «физическим комиксом. Удивляет, что учебник получил министерский гриф, когда все члены, без исключения, научно-методического совета при Министерстве образования при обсуждении рукописи этого учебника категорически высказались против его издания во избежание дискредитации белорусской школы преподавания (Лещинский Ю., «Не надо путать физику с лирикой». СБ, № 254, 1999).

Этот «физический комикс» министерство вынужденно было убрать из школьного комплекта учебников, а денежки тю-тю.

В этом интервью Стражев не забыл и меня: «Статьи Мартынова я внимательно читаю. По одной простой причине: эти статьи написаны умным человеком, душой болеющим за дело. При этом высказываются здравые мысли, которые я учитываю, хотя в чём-то не соглашаюсь. Но дело только выигрывает, когда умные оппоненты».

Очевидно Стражев полагает учётом моих научно-педагогических наработок, что трижды снималось издание монографий моих материалов, которые прошли экспериментальную проверку в экспериментальных школах Академии педагогических наук СССР (единственные из Белоруссии за всю историю существования Академии), а также вместе с М.Круглеем не допустил издание школьных учебников по математике с моими дополнениями, начиная с 1994 года Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства народнай адукацыі», 1991, № 6-7, с. 55-56).

Ознакомиться на практике с применением моих материалов в Кадинской школе Могилёвского района к учительнице Потёмкиной Валентине Ивановне приезжали педагоги со всех уголков Советского Союза. Министр образования Михаил Иванович Демчук, навестивший школу, был ошеломлён, когда ему предложили побеседовать с ученицей пятого класса, которую хотели уже отправить учиться во вспомогательную школу, а она стала к концу учебного года заниматься на твёрдую четвёрку при пятибалльной системе оценок. Ему показали и математические сказки с иллюстрациями, которые сочинили дети. Он на месте раздал распоряжение. Жаль, что он вскоре пошел на повышение. Об этой школе и нашем опыте писали неоднократно всесоюзные и республиканские газеты, показывали неоднократно по телевидению: «О Кадинской школе заговорили, и в апреле прошлого года здесь побывал министр народного образования БССР М.И. Демчук. Что же так восхитило Михаила Ивановича? То, что и всех тех, кто хоть раз побывал здесь. Он увидел в Кадинской школе живое воплощение мечты Мартынова не «маленьких старичков», тяжело вздыхающих при получении очередной порции знаний, а по-настоящему увлеченных учебой детей. Детей, которым не в тягость математика, детей с хорошо развитой памятью: Я сам видел записку, которую министр адресовал руководителям облоно и Могилевского института усовершенствования учителей: «Прошу организовать издание книги и внедрение эксперимента т. Мартынова И. И.» И от руки «Я свидетель эксперимента!»

И двадцать лет спустя мало кого интересует разработки учёного-педагога И.И.Мартынова, хотя дело и вроде бы сдвинулось с мёртвой точки…» Андрей Дементьевский, спец, корр. «Знамени юности». № 97, 1990 г.)

Почему же Стражев не пожелал со мною встретиться и поговорить, хотя обещал? Почему, приезжая в институт и проводя совещание с ректоратом, меня, проректора, ни разу не приглашали?

Вот об этих безобразиях, творимых в Министерстве образования я рассказал по радио в открытом эфире передачи «Разговор по существу», дважды обращался к Президенту: «Уважаемый Александр Григорьевич! Управляемо ли наше государство?»

Последовала реакция – передачу закрыли несмотря на письма протеста слушателей, всех членов редакции уволили.

Не на баррикадах и не в кабинетах решается судьба государства, а в школе учителем. Как убедительно показано в трёхтомной монографии Ю.М.Колягина (академик АПН СССР И.М.), О.А.Савиной, О.В.Тарасовой «Русская школа и математическое образование. Наша гордость и наша боль», изданной в 2007 году в Орле. В ней через призму образования прослежена судьба России, начиная с древних времён – периоды её ослабления начинались с провалов в образовании, ослабления математической линии, отрыв от национальной почвы. Например, в конце 19 века в богословских заведениях значительно сократили и упростили преподавание математики. В результате, учёба стала трудной, некоторых студентов пришлось оставлять на второй год, участились забастовки студентов. В партии эсеров-террористов было много недоучившихся студентов богословских заведений.

Радьков же пытается доказать, что я хочу возродить школу образования и воспитания времён Ивана Грозного (2, с. 85). Почему он этого не сказал, когда я его возил наяву увидеть школу-радости – СШ № 1 г. Чаусы? И почему не нашлось в университете специалиста заменить меня на Могилёвском телевидении в передачах «Родительский час», когда я её покинул после обвинения меня в не компетентности уже со страницах «Университетской газеты». Я считал, что университет - это не только научно-образовательное учреждение, а ещё и просветительное. Жители города должны знать в лицо не только оппозиционеров университета.

Руководство Китая, если бы руководствовались пожеланиями Радькова или его трудами, то их бы школьники не занимали первое место в мире по всем учебным предметам.

В Южной Корее, с наиболее «продвинутой» всепроникающей цифровизацией образования и всей жизни, среди молодежи массово распространились психические отклонения, утвердились компьютерная зависимость, игромания, отрицание семьи, государства, уход из реального мира в социальные сети… Пример Южной Кореи и Японии вынудил китайское руководство самым жёстким образом ограничить пребывание учащейся молодежи в социальных сетях (Тик-Ток не более 40 минут в день). Резко сокращено время компьютерных игр. Китайское национальное государство всеобщим контролем решительно и последовательно вынуждает молодежь вести здоровый образ жизни в системе традиционных национальных ценностей.

В Китае создаются новые школьные курсы, в котором девочек учат быть хорошими матерями, а мальчиков – быть мужественными и сильными. КПК требует от китайского юношества «революционного и воинственного духа».

Китайская система школьного образования будет уделять особое внимание патриотическому воспитанию, а также преподаванию истории Китая с учетом стремления страны занять центральное положение в мире.

Введён жесточайший контроль за социальными сетями, поскольку КПК считает, что соцсети разрушительны и мешают людям общаться друг с другом в реальной жизни. Одним указом сразу ликвидировано 7 ведущих интернет-компаний.

Проведена реформа образования. Введён запрет на частное обучение, запрет на иностранных учителей, не являющихся постоянными жителями Китая, запрет деятельности компаний, которые занимаются внешкольным обучением.

У Радькова не нашлось другой краски, кроме чёрной, чтобы описать армейскую жизнь от маршала до рядового.

«В Советской Армии рядовой получал ежемесячное денежное довольствие в размере 3 р. 80 копеек. Получив его первый раз, я немедленно направился в солдатский буфет. И остолбенел: на витрине были бутерброды с икрой и красной рыбой, заливные языки, пирожные разных видов, дефицитные конфеты... Увидев мою растерянность, буфетчица рассмеялась: «Солдатик, не удивляйся, ждём маршала Гречко. Он уедет, и все станет как обычно.

Так и получилось» (1, с. 50).

«В 1973 году Белорусский военный округ должен был посетить Министр обороны СССР маршал А.А. Гречко. Ждали его и в нашем артиллерийском полку 120-й дивизии. Все приводилось в идеальный порядок техника, казармы, строевой плац, построили даже новый клуб. Но как только стало известно, что в нашу часть действительно едет маршал, нас всех по тревоге стали выводить в ближайший лес, чтобы солдаты не попались на глаза высокому начальству. На что мой взводный, лейтенант Котляр, заметил: «Маршал Гречко, наверное, последний раз воочию видел солдат и красноармейской форме, в будёновках, их же всё время от него прячут» (1, с. 55, 56).

А разве вы, уважаемый Александр Михайлович, всю свою сознательную жизнь не занимались лакировкой действительности, доведя до совершенство умение пускать пыль в глаза и выставлять себя в наилучшем виде. В этом виде деятельности вы прошли хорошую школу у М.А.Авласевича.

Радькову не нравится, по его мнению, упрощённая лексика офицеров армии. «У военных своя, специфическая терминология, кото­рую они автоматически переносят со служебной в быто­вую обстановку (эта специфика присуща всем специалистам). Вот пример словарной лексики майора Александра Обравита, моего соседа:

  • вместо слов «роща», «бор», «хмызняк», «кусты» он всегда говорит «лесной массив»;
  • озеро, пруд, река — водоем;
  • город, село, деревня, хутор населенный пункт;
  • кеды, лыжи, рюкзак, клюшка, мяч, ракетка спортивный инвентарь;
  • завтрак, обед, ужин прием пищи.

Мои попытки разнообразить этот военный лексикон особых результатов не дали. Даже наоборот я сам стал использовать данную лексику» (1, с. 61).

Радьков так и не понял, что в армейских уставах каждое слово на вес золота. Я служил в танковых войсках после первого курса аспирантуры и до сих пор знаю, что для танкистов главное не вид водоёма, будь то река, озеро или даже большая лужа. Чтобы двигаться успешно вперёд, следует разведать не вид водоёма, а его глубину и состояние дна, что позволяет соответствующим образом подготовить танки. Также для танкистов главное не вид кустарника, деревьев леса, а их толщина, чтобы решить – двигаться на прямую или искать другой путь.

Радьков описывает беспомощность командного состава в работе не только с рядовым составом. Его суждения трудно даже комментировать. «В нашей батарее служил рядовой Титов, из Томска. Хороший – открытый, отзывчивый парень. Меня в нем поражала одна особенность. Он единственный из нас легко «крутил солнце» на перекладине. Мы все смотре­ли на это с восхищением! Но совершенно игнорировал зарядку. Прятался, ругался со старшиной, получал за это наказания, но на зарядку не выходил по утрам принци­пиально» (1, с. 53).

Такой солдат не одинок: «К сожалению, не помню фамилию этого солдата. Знаю, что он был из Сибири, в целом, нормальный па­рень, но когда стал «дедом», перестал подчиняться даже офицерам. Нашего молодого командира батареи лейтенанта Медведева это просто бесило: он его гонял в наряды, ругал при строе, пытался посадить на гауптвахту (а там всегда было занято) ничего на этого бойца не действовало».

Какой же совет дал командиру будущий светила педагогики: «Но я заметил, что он превосходно рисует, и предложил комбату не трогать его. Поручить рисовать «Боевой листок». И так сложилось, что я писал тексты, а он рисовал.

Этот проект закончился великолепно. В нашу часть приехал проверяющий из политуправления военного округа, из Минска. Увидел наши боевые листки, объявил комбату благодарность за отличную воспитательную работу с личным составом, все экземпляры «Боевого листка» собрал и забрал с собой. Мне по секрету сказал, что построит на этих материалах свою кандидатскую диссертацию!» (1, с. 61)

После такого описания армейской жизни Радьков делает вывод со своей логикой его обоснования. Она пространна, но чтобы меня не обвинили в искажении авторской мысли, приведём её целиком.

«Дедовщина в армии была всегда. На мой взгляд, она естественна, поэтому неизбежна. Военная служба предполагает строгую, даже жесткую дисциплину – во время боевых действий командир обязан приказывать идти солдатам в бой, хотя даже они понимают, что могут погибнуть. Офицеры, добиваясь должной дисциплины, опираются на младших командиров, а те, в свою очередь, на старослужащих. Последние, или «деды» – это опытные, обученные, уже непосредственно почувствовавшие правила и требования армейской жизни солдаты. Они, как и все люди, разные, и задача командиров, опирающихся на них, – не допустить перекоса в отношениях «дедов» с остальными солдатами (выделено мною. – И.М.).

В мою бытность солдатом я видел и сразу принял (выделено мною. И.М.) особенности отношения к старослужащим: они не привлекались к работам по уборке территории или казармы, не ходили в наряды по кухне, позволяли себе вольности в ношении форменной одежды и при этом вели себя довольно высокомерно (иногда до обидного) по отношению к молодым солдатам. Поначалу меня даже коробило, что «деды» забирали себе лучшие куски мяса за обедом, больше брали себе масла. Но во время учений, прове­рок, когда надо было показать не только свою выучку, но и уровень подготовки всего подразделения, старослу­жащие были впереди. Они и сами старались, и помога­ли, поддерживали, прикрывали остальных. Может быть, поэтому офицеры на какие-то их излишние «шалости» ж закрывали глаза. Приведу, на мой взгляд, классический пример взаимоотношений «дедов», «котелков» (средний срок службы) и «салаг».

Наша батарея регулярно назначалась дежурной для разгрузки поступающего в дивизию по железной дороге оборудования и строительных материалов. Чаще всего разгружали вручную в сыпучем виде цемент и известку. Работа тяжелая, пыльная, цемент потом выходил из кожи дней десять. Наш прапорщик формировал команду из «дедов», «котелков» и «салаг» ровно по одной трети. Молодые трудились в вагоне, в самом «аду». «Котелки» — вне вагона, грузили цемент на автомобиль. А старослужащие вообще не работали. Их задачей было раздобыть вина и закуски к нему. Все поровну скидывались, «деды» оценивали обстановку, находили магазин, закупались, продумывали, как избежать патруля и накрывали стол. Всем: и «салагам», и «котелкам» и «дедам», и прапорщику — наливали поровну! За столом все были равны, и все были довольны!

«Старики», безусловно, лакомились из посылок, которые приходили молодым, но никогда все не забирали. Я, например, замечал, что некоторым «салагам» даже нравилось состояние «угнетенности» со стороны «дедов». Но до поборов, тем более денежных, никогда не доходило.

В 2017 году всю Беларусь всколыхнуло дело солдата Александра Коржича. Его труп нашли в подвале военной части, где он служил. Долго шло следствие – он сам покончил с собой или его повесили. Но было достоверно установлено, что сержанты и старослужащие регулярно отнимали у него и других молодых деньги. Деньги и их добыча в современном мире стали главной целью. Следовательно, и отношения надо менять, даже в армии. (1, с. 57-59)

Что мешало Радькову прозреть раньше и принять упреждающие меры по предупреждению подобных трагедий?

Поражает, что Министерство информации заказало (возглавлял его Алесь Карлюкевич), а издательство «Мастацкая літататура» напечатала не мемуары, как обозначено, а пособие для начинающих алкоголиков (почему никто из чиновников не возмутился???). Очень жаль, что редакция «Настаўніцкай газеты» разместила на своём сайте большой отрывок мемуаров Радькова с хвалебными отзывами. Объявление 5 сентября 2021 года лауреатами Национальной литературной премии в рамках Дня белорусской письменности, который проходил в Копыле, А.Радькова и А.Карлюкевича (учредители премии – министерства информации, культуры, образования и Союз писателей Беларуси) позволяет предположить, что власти не владеют обстановкой в министерствах и подведомственных им организациях, в недрах которых наиболее сильны оппозиционные настроения. А от работы этих министерств и организаций зависит духовное здоровье нации.

И ещё одно предположения можно сделать. Становится понятным – почему мои письма, аналитические записки на имя Президента, Правительства до них не доходили. А в них я давал анализ общественной жизни с предполагаемым развитием событий, которые со временем подтверждались. Поэтому я вынужден был и буду выкладывать свои статьи на сервере «Проза.ру». Читатели поймут их содержание даже из название некоторых из них: «Кто готовит Майдан в Белоруссии?» (выложена 28 марта 2017 года; «Повторный Майдан в Белоруссии реален» (выложена 6 сентября 2020 года).

Такая судьба ждёт и эту статью.

О времена! О нравы! А за Державу обидно!

Война детей после войны и патриотическое воспитание

9-го мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война для страны, для взрослых, но не для подростков. Они по-прежнему «воевали», готовились к новым сражениям, устраивали настоящие бои. Сколько мальчишек подорвалось на разминировании боеприпасов, которые хранит земля до сих пор. Младшие дети завидовали старшим, которые помогали партизанам и подпольщикам, сожалели, что война рано закончилась, что не успели они подрасти, чтобы поддать фашистам жару. Для них величайшим подарком было заиметь солдатскую пилотку или ремень. Жажда мести была таковой, что, например, немецких военнопленных пришлось усиленно охранять от детей. Приведём несколько подобных случаев…

В 1947 году в село Алтайское Бийского района привезли 70 сирот детей немцев Поволжья и детдомовцы-старожилы сразу решили их уничтожить. Персонал детдома и его директор были квалифицированные специалисты, но и они не смогли предусмотреть такой оборот событий. Так случилось, что директор детдома была на совещании, а воспитатели не провели с детьми разъяснительную работу, что немцы наши, советские, можно считать русские, отцы некоторых детей погибли на фронте. Но дети этого не воспринимали и жаждали мести. Одно слово – немец, вызывало у них страшную злобу. В селе не было электричества, комнаты освящались керосиновыми лампами, они стояли в коридорах на полочках. Ночью старожилы-детдомовцы пошли на новичков. Лампы сразу слетели на пол и разбились, и в темноте разгорелся настоящий «бой». Из района на помощь была мобилизована милиция, райкомовские работники и колхозные трактористы (в ту пору трактористы были на особом военном учёте). У многих детей на всю жизнь остались шрамы («Муровейник Василия Ершова», «Родина», № 3, 2020, с.54-60).

Или другая история.

На экраны страны в 1948 году вышел фильм по роману А. Фадеева «Молодая гвардия» режиссёра С.Герасимова, в котором роль предателя, выдавшего подпольщиков, исполнял Евгений Моргунов. В одном из городов на кинопремьере с присутствием артистов, группа местных ребят решила наказать экранного «предателя». Они выследили Моргунова, повалили на землю и огрели его чурбаном по голове. На помощь пришел Владимир Иванов, который сыграл Олега Кошевого.

Увещевания детей, что это только исполнитель роли предателя, никакой связи не имеет с настоящим предателем, не убеждало их. Они были полны решимости реализовать свое желание, парируя: «Хорошему человеку роль предателя не поручат исполнять. Предатель не должен ходить по нашей земле».

В невероятно тяжёлых эмоциональных условиях проходили и сами съёмки финальных сцен фильма, которые проходили в Краснодоне. К месту киношной казни стали заранее приходить родственники погибших юных подпольщиков, жители города, они и стали массовиками без объявления. Сергей Герасимов понял, что снимать финальную часть этого фильма следует с первого раза. Дубль не выдержат родственники и сами артисты. Вот такую задачу поставил режиссёр перед артистами, которые заслуженно получили Сталинскую премию, кроме Евгения Моргунова. Сыграло в этом роль и мнение детей. Евгений Моргунов получил около трех тысяч писем. Большинство из них оскорбительного характера, а он только радовался. Таково эмоциональное воздействие на юных зрителей данного кино. В Китае этот кинофильм обязателен для просмотра школьниками. Только на таких примерах можно воспитать патриотов. Мы же Олега Кошевого, которому на момент казни не исполнилось и 17-и лет не считаем юным героем. Его пытали калёным железом, выкололи один глаз, он стал седым за одну ночь, но юный герой не проронил ни слова, не выдал подпольщиков. Как показал на допросе позднее пленённый фашистский офицер, во время одной из пыток, Олег Кошевой выкрикнул: «Все равно вы погибните, фашистские гады! Наши уже близко!»

Припомню один из эпизодов личной жизни.

В борьбе с прислужниками фашистов в нашей деревне, в которой я провёл детство после возвращения из концлагеря, принимал участие и я. Фронт задержался на реке Проня на девять месяцев, и деревня оказалась передним краем немцев, а за рекой в лесах накапливали силы наши войска. Фронт стоял, но ежедневно проходили события, которые в сводках Совинформбюро проходили под рубрикой боёв местного значения. По этой причине мин, снарядов и других боеприпасов в земле осталось предостаточно. Отыскать их не представляло труда.

В деревню возвратился полицай, отпущенный то ли по амнистии, то ли в его освобождении постарались родственники. Взрослые посудачили-посудачили, да умолкли. Иного мнения были подростки, среди которых были и связные знаменитого партизанского полка «Тринадцать» под командованием прославленного организатора партизанского движения С.В.Гришина. На своём совещании ими было принято решения – травить полицая морально. Была выработана программа определенных действий. При появлении полицая на улице, выбирать моменты, когда поблизости не будет других взрослых, идти за ним и перечислять замученных полицаями жителей деревни.

Полицай укрылся за забором. Но и там его достали, как только он появлялся в огороде. Не стал для него укрытием и дом, который стоял на краю оврага, и к нему кустами можно было подобраться с двух сторон. С наступлением темноты через забор перебрасывались самодельно изготовленные взрывные устройства, раздавались выстрелы из различных приспособлений для стрельбы. Патронов советских, особенно немецких, было предостаточно.

Недолго промаялся полицай.

Деревня ещё и в послевоенное время придерживалась общинных правил: детей наказывали за не уважительное отношение ко взрослым. В данном случае не последовало с их стороны ни одобрения, ни порицания.

Некоторые читатели этих строк могут возмутиться, что я не раскаиваюсь в этих поступках. Чтобы понять моё состояние, представьте, что занятия с вашими детьми будут проходит в помещении, стены которого будут увешаны картинами с изображением мертвецов.

Рядом со мной сидели с траурными лицами две девочки-близнецы, которых растила тётя. Вот кто остался от их многочисленного рода. Я не помню – проводили ли с нами учителя какую-либо разъяснительную работу, но в моей памяти не сохранились случаи смеха в классе.

* * *

Уже с первых дней войны фашисты встретили сопротивление не только со стороны коммунистов и комиссаров, как вещал Геббельс.

Пока мы отступали для моральной мобилизации солдат по отпору врагу приходилось издавать грозные приказы, вплоть до знаменитого приказа за № 227. Почему в таких приказах отпала необходимость, когда фашистов стали гнать на Запад? Солдатский же материал не изменился, даже помолодел. Почему политрукам стало легче выполнять свои обязанности?

Страдания детей стали мобилизующим фактором для советских солдата. Когда началось изгнание фашистов с нашей земли, при виде изуродованных, изможденных детей за колючей проволокой, живых трупов, некоторые солдаты падали в обморок. У многих бойцов семьи остались на оккупированной территории.

Смерть на войне являлась обычным явлением, остаться в живых было наградой, перстом судьбы. К смерти психика адаптируется. Убитые дети – нет большего страдания и укора для советского солдата. Руки невольно сжимали автомат и звали к мщению. Эта рубрика стала ведущей в фронтовых газетах. Советское командование вынуждено было распорядится, чтобы войска не заходили в концлагеря, обходили их. Узниками занимались специально созданные тыловые части. Кто видел страдание детей, тот и по прошествии многих десятков лет не может без содрогания рассказывать об этом.

Не могу в этой связи забыть передачу по НТВ 23 февраля 2009 года «Ржев. Неизвестная битва Жукова». Прошло уже более 60 лет, казалось бы, с немецкой стороны должно было быть покаяние за принесенные страдания советскому народу, особенно детям. Этого в передаче не прозвучало. Выступавший с немецкой стороны участник боев за Ржев, говорил, что они выполняли солдатский долг, защищали Германию.

Какого черта долг, с каких пор Ржев стал немецкой территорией?

Как это соотнести с многочисленными утверждениями, что немецкая сторона покаялась перед нами, малолетними узниками.

С советской стороны выступал Герой Советского Союза Владимир Карпов, который, чтобы попасть на фронт, «дослужился» до дисбата. Он рассказывал о самом страшном подо Ржевом, что его, как участника, поразило. На его глазах фашист вытащил женщину из дома и начал ее насиловать. Но ему мешал маленький сынишка, который защищал свою мать. Разъяренный фашист схватил его за ноги и со всей силой ударил головой об угол дома. Подоспевший Карпов убил фашиста. Он рассказывал, запинаясь. Катившиеся по его лицу градом слезы мешали говорить.

* * *

Размышляя над проблемами патриотического воспитания, всё больше прихожу к мнению - следует в корне менять методологию организации патриотического воспитания. Для этого надо отказаться от рассмотрения истории Великой Отечественной войны через призму «Победа – поражения». Это дело военных, но такая методология ущербна и приводить к новой войне. Нынешняя обстановка не только в нашей стране, но и во всём мире её порождение. Мы засиделись на игле Победы. Войну следует рассматривать с более широких позиций - с позиций народа, озвученных Патриархом Всея Руси Алексием ІІ в беседе с журналистами: «Война для страны и народа – это трагедия и в тоже самое время это испытание патриотизма, любви к Отечеству и к своему народу».

И ещё одно обстоятельство следует иметь в виду. Для взрослого человека и ребенка трагедия войны имеет отличительные последствия. Для взрослого человека она проявляется в физических травмах, Для ребёнка всякая физическая травма порождает не меньшую душевную травму. Если над ребёнком, особенно девочкой, в детстве совершил насилие взрослый человек, то эта душевная рана уже не зарубцуется. Любой взрослый, даже близкий человек для них до конца жизни будет представляться насильником. Они не смогут вести полноценный образ жизни. По этой причине у абсолютного большинства малолетних узников, особенно женщин, не сложилась личная жизнь, причём они не могут объяснить причину этого, винят себя, что не сумели сберечь семью. Если бы нас, малолетних узников, понимали, прислушались к нам депутаты, они бы не были так снисходительны к педофилам и семейным дебоширам.

Выступления малолетних узников молодёжь воспринимают чувствительнее, чем выступления взрослых, так как по законам детской психики они переносят услышанное и на себя. Что такое могло случиться и с ними, живи они в то время.

Поэтому главное обвинение войне – преступление против детей. Это подтверждено и решениями Нюрнбергского трибунала. Американцы и англичане делали всё возможное, чтобы приглушить преступления фашистского руководства. Только когда советская сторона стала демонстрировать суду живых экспонатов в лице малолетних узников, Нюренбергский процесс закончился вынесением смертных приговоров. На одном из заседаний трибунала выступала узница Освенцима, уроженка Шумилино Витебской области Зинаида Васильевна Лишакова с рассказом о зверских медицинских опытах, которые проводил над узниками фашистский изверг-врач Менгле, избежавший возмездия. Он проводил на заключенных опыты, направленные на увеличение рождаемости и уменьшение числа генетических отклонений у арийской расы. Узники называли его «Ангел смерти», «Посланец сатаны», «Доктор Ужас», «Доктор Смерть».

Когда связная партизанского отряда Зинаида Лишакова возвратилась домой, её не узнала даже мать, а увидев её тело – упала как подкошенная, её парализовало. В течение 20 лет Зинаида ухаживала за парализованной матерью, ютясь в сарае, приспособленном под жильё. И только, когда она написала сыну палача Менгеле, оправдывавшего отца, открытое письмо, опубликованное в Центральных газетах и зарубежных СМИ в 1985 году, ей выделили однокомнатную квартиру. В сентябре месяце 2004 года тихо и малолюдно похоронили Великую мученицу – жертву фашизма Зинаиду Максимовну Лишакову.

Чтобы читателю более зримо воспринять трагедию детей концлагеря Освенцим, приведём переживания первого советского коменданта этого концлагеря. Елисветский Владимир Давидович, осматривая бараки, ужаснулся, а когда вошёл в детский барак, нервы не выдержали. Вот что он писал жене через несколько дней: «За три с половиной года войны я видел много ужасов и кошмаров, но то, что я лично видел в Освенциме, этого нельзя было себе представить даже при самой невероятной фантазии.

Ненуся, родуночная моя! Может я не должен был тебе писать этого, но поверь, я не могу не поделиться с тобой. Четвертый день, как не ем, спать не могу. Я даже смеяться перестал. Я серьезно заболел. Как жаль, что я не обладаю даром слова и не владею пером. А то бы я все то, что видел, описал бы в печать, чтобы все читали, чтобы все знали, что такое немец, ибо до сих пор мы еще, оказывается, по-настоящему не изучили этих двуногих зверей. Теперь я только убедился, как бледно описывают в печати наши репортеры все ужасы и кошмары, чинимые немецкими зверями. Ведь если описать простыми словами то, что я видел, так люди бы, читая, рыдали».

У Зинаиды Лишаковой не хватило сил, чтобы зайти в барак, когда она находилась по приглашению в Освенциме.

* * *

Для понимания истоков событий в Купаловском театре, которые могут ещё раз произойти в театральной среде, штрихами напомним биографию малолетнего узника - Николая Николаевича Ерёменко-старшего, долгие годы возглавлявшего театральное общество и начинавшего свой путь актера в Витебском Национальном академическом драматическом театре имени Якуба Коласа, работал там с 1947 по 1959 годы.

Николай Николаевич Ерёменко-старший родился 17 июня 1926 года, его родители были родом из Витебской области. Когда началась война хотел уйти добровольцем на фронт, но по возрасту не подходил. Тогда он поделал паспорт и приписал себе три года. Попал в плен в июне 1942 года в районе Вязьмы. Несколько раз пытался бежать, но не удачно. Известно, что после каждого побега режим содержания пленного ужесточался. Мать получила на него похоронку. При возвращении на родину его едва не расстреляли свои, приняв за предателя. Уже поставили к стенке, спас проезжавший генерал, поверив его рассказу.

Прочитав несколько раз опубликованный в 1961 году в «Литературный газете» сценарий будущего фильма С.Герасимова «Люди и звери», во многом автобиографичный, увидев себя в главной роли, решился обратить к Герасимову с предложением – пригласить его на пробы. Герасимов по одному рукопожатию определился с выборов главного героя. В своих мемуарах он пишет об этом: «При первом же знакомстве, едва пожав руку совершенно незнакомому мне ранее человеку, которого только однажды я видел в Минске в одном из спектаклей, я увидел в нем единственного и лучшего исполнителя роли Павлова. И больше никого не стал искать на эту роль. Должен сказать, что я не разочаровался в нем ни на минуту – налицо было счастливое совпадение человеческой натуры и роли, которое, на мой взгляд, единственно подготавливает успех всей работы актера в кино.»

Фильм имел огромный успех, Ерёменко стал узнаваемым, но в ту пору тема о военнопленных ещё была табуированной, поэтому фильм не смог стать событием мирового кинематографа.

Кто же является образцом для подражания у нынешней труппы Витебского театра? – Фашистский преступник Франтишек Олехнович. На государственные средства 9 марта 2017 года актёры театра, государственного учреждения, посетили в Вильнюсе могилу одного из самых плодовитых фашистских публицистов времён оккупации Франтишка Олехновича (1883-1944) и возложили венок. На сайте театра было размещено подробное описание поездки со множеством фотографий на фоне его могилы. Более того, на главной сцене театра ставили пьесу фашиста «Тень мысли нашей…», чтобы, как пишут на официальном сайте заведения, обратить внимание общественности на имя драматурга и его творчество. Содействовать его возвращению в белорусскую культуру.

И это не единственный фашистский преступник, которого прославляют государственные структуры. Такие поступки оправдывает, например, в ответе от 28 декабря 2020 года на моё письмо заместитель Министра культуры Беларуси В.И.Громада. Вскоре пошел на повышение.

Вот еще один пример театральной постановки «Когда проснётся Бог...» согласно «Исповеди» фашисткой прислужницы Ларисы Гениуш, которая вместе с мужем 22 июня 1941 года телеграммой поздравили Гитлера с нападением на Советский Союз. Как сказано было в афише: « 11 марта 2021 года Белорусский государственный академический театр юного зрителя покажет спектакль «Когда проснётся Бог…».

Вот что написано в афише: «Когда проснётся Бог… и зашевелится совесть, что будут делать безразличные и беспощадные? - переспрашивает Лариса Гениуш, отдавшая «жизнь свою борьбе и терпению за свой народ».

Спектакль предназначен для весьма «возрастных детей» - от 16 и старше.

Не смогли добиться реабилитации фашистской прислужницы очень влиятельные заслуженные литераторы. Простим им это заблуждение.

Не могу понять близорукости идеологического корпуса Минска и Витебской области, которые допустили такие безобразия. Каждый глоток воздуха, каждая горсть земли области ещё пропитано войной. Если этого не понимают местные власти, и им не под сказали вышестоящие, напомню некоторые факты. Больше всего «Хатыней» в Витебской области -220 из 619 по республике. В одном Верхнедвинском районе таких деревень 69.

Если мы говорим о жертвах, то среди всех народов СССР пострадали больше белорусы – погиб каждый третий, а в Витебской области каждый второй.

В своей злобе фашисты применяли и другие меры наказания витеблян. Они направляли их в самые страшные концлагеря Прибалтики. В Алитусе их очень много было. Но в советское время эту тему не хотели поднимать.

Вспомним мемориал «Хатынь». Главным и первым экспонатом психологического воздействия на посетителей производит скульптура дедушки, держащего на руках обгоревшего внука. Каждому посетителю в любую пору года чудится запах гари.

В Белоруссии в июне 2007 года открыта еще одна «Хатынь», только детская, в деревне Красный Берег Жлобинского района Гомельской области. В этом детском концлагере детей подвешивали под мышки и варварскими «научными» методами выкачивали всю кровь, до последней капли. Но и в этом концлагере первым психологическим элементом является – школьная доска, на которой записано предсмертное письмо отцу школьницы узницы из Лиозно Витебской области Кати Сусаниной, которое она написала от безысходности, наложив на себя руки.

Первый директор детской Хатыни уволился. Не выдержав нервного напряжения не только от чтения письма по ходу проведения экскурсии, но и реакции экскурсантов – на первых порах постоянно дежурила скорая помощь. Теперь организованных посетителей психологически готовят заранее, и рекомендуют принять успокоительные лекарства перед началом экскурсии.

Судьбы Кати Сусаниной и Зинаиды Лишаковой должны стать известными, как и дневник ленинградской блокадницы Тани Савичевой. Для этого в каждом музее истории Великой Отечественной войны главным залом должен стать зал, в котором рассказывается о преступлениях фашистских извергов против детей, а не рассказывать бегло историю войны. Это прерогатива школы.

О что ещё показывать в этом зале? К сожалению, детский сегмент войны сознательно не изучался и известны многие подвиги детей, за которые бы взрослому присвоили звания Героя, но только не детям. Например, семнадцатилетняя белорусская партизанка Римма Шершнева первая и единственная женщина, которая своим телом закрыла амбразуру вражеского дзота 6 декабря 1942 года, и тем самым обеспечила успешное завершение важной партизанской операции, спасла жизнь многим партизанам. О её подвиге 21 марта 1943 года сообщало Совинформбюро. Почему подвиг юной партизанки замалчивается?

В военное время такую позицию ещё можно как-то понять. Согласно Международной конвенции, запрещалось привлекать к участию в военных действиях лиц моложе призывного возраста, т.е. восемнадцати лет. Как утверждают многие очевидцы, в начале войны был издан секретный приказ, в котором предписывалось не показывать участие детей в боевых действиях, не вносить их в списочный состав партизанских отрядов, чтобы не давать лишний повод геббелевской пропаганде. По указанной причине только детям героям из героев присваивали высокие звания, или когда их подвиг получал широкий общественный резонанс, как подвиг “Молодой гвардии”. В реальной жизни многие заслуженные герои подростки остались безымянными, что лишний раз подтверждает и серия безымянных фотографий, помещенных в №4 журнала “Родина” за 2005 год.

Только недавно узнал, что в Белоруссии проживал самый молодой – исполнилось шестнадцать лет - полный кавалер орденов Славы Кузнецов Иван Филиппович, который за три месяца получил три ордена. Родился он в декабре 1928 года, награждён орденами Славы: третьей степени январь 1945 года; первой – апрель 1945 года. С 1969 года жил в Борисове. Умер в 1989 году.

В Белоруссии с опозданием на многие десятки лет проводятся мероприятия по исследованию геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Проводится много круглых и других столов, но сценарий прежний – малолетних узников не замечать, Мартынова не приглашать, а если появится – слово не предоставлять. Малолетние узники могли бы многое рассказать и поставить вопросы по геноциду белорусского народа, исследование которых комиссия не предусматривает. Один из них - преступление против детей. Имеются сведения, что когда фашистскому командованию открылись масштабы участие белорусских детей в сопротивлении фашистам, был отдан приказ об их тотальном уничтожении, особенно мальчиков. «Весной 1943 года 40 младенцев палачи бросили в колодец деревни Ухвалы Крупского района, а в Вехнедвинском районе 2128 детей утопили в реке Свольне, 60 мальчиков и девочек 8-12 лет живыми закопали около деревни Палыковичи Могилёвской области. Только в Брестской, Бобруйской, Полоцкой и Полесской областях было повешено, сожжено, расстреляно 63920 детей. («Правда», №69, 2-3 июля 2019 года.)

Откладывать вопросы патриотического воспитания молодёжи на потом – способствовать поражению России и Беларуси в бушующем пламени информационной войны. Малолетние узники являются последней шеренгой живых свидетелей зверств фашизма, и они могут своими рассказами каждый о своей судьбе пробудить в сердцах молодёжи патриотические чувства. Нас не смогут заменить ни военруки в школах, ни другие лица. Но нам трудно не только по физическим показаниям выполнить пожелание учащихся и студентов (я его не выдумал) – предоставить им возможность слышать малолетних узников и предоставлять им столько времени сколько они пожелают. Мы, пока, говоря торгашеским языком, который более понятен чиновникам и депутатам, являемся субъектами войны второго сорта, а в Беларуси даже третьего.

Иван Иванович Мартынов, проректор Могилёвского госуниверситета им. А.А.Кулешова в 1988-2004 годах, член Центрального совета Международного Союза бывших малолетних узников

Награждён: Золотыми часами Председателем Московской областной Думы; Памятной Грамотой и Благодарственным письмом «Фонда памяти полководцев Победы»; Памятной медалью «Непокорённые» Российским союзом несовершенных узников фашистских концлагерей; Почетным знаком Российского союза ветеранов; Медалью «75 лет Курской битвы».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Иван Мартынов
Все статьи Иван Мартынов
Русские герои
Губернатор-фронтовик Огарёв
Или история, о которой предпочли забыть
24.11.2021
Духовные коллаборанты в коридорах власти
Многовекторная политика Беларуси на русофобской почве
23.11.2021
На воре шапка горит!
Памяти героической защиты Пскова и Печерского монастыря в период Ливонской войны 1558-1583 годов
22.11.2021
«Нестор русской этнографии»
Памяти первого исследователя Камчатки Степана Петровича Крашенинникова (1711 – 1755)
12.11.2021
Памяти старейшего ветерана великой Войны
На 106-ом году жизни скончался ветеран ВОВ Тимофей Марзоев из Северной Осетии
03.11.2021
Все статьи темы
Секспросвет и пропаганда извращений
Гендерная бомба под Россию
Если извращения станут нормой
26.11.2021
Обещаю внести законопроект о полном запрете пропаганды гомосексуализма
И кто будет голосовать против – тот будет откровенно плевать в сторону большинства нормальных людей
24.11.2021
Немного о кощунстве в современной литературе,
или За что мне такое наказание – читать Горалик
24.11.2021
Духовные коллаборанты в коридорах власти
Многовекторная политика Беларуси на русофобской почве
23.11.2021
Все статьи темы
Белорусский национализм
Ватикан де-факто признал Тихановскую и «польское восстание» на Белой Руси
Заявление Ассоциации православных экспертов
23.11.2021
Духовные коллаборанты в коридорах власти
Многовекторная политика Беларуси на русофобской почве
23.11.2021
Ситуация обнажилась до предела
О попытках Запада обмануть Лукашенко
17.11.2021
​​​​​​​Нужно ли воздвигать в Белоруссии памятники литовским князьям?
Что это – благодарность за подчинение, дань, передачу земель инородным вельможам?
03.11.2021
Кто заставит Украину вернуть долги?
Зеленский готовит страну к силовому сценарию
29.10.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Горит ли тундра у Греты Тунберг?
Новый комментарий от Кирилл Д.
27.11.2021 01:00
Великая ложь «Белого дела» умножается?
Новый комментарий от Saha
27.11.2021 00:42
Что такое идеология?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.11.2021 23:45
Образ Победы, Филадельфийская церковь и Валдайская речь Путина
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.11.2021 23:30
Оболганный академик
Новый комментарий от учитель
26.11.2021 23:14