Дело святого Сергия живёт и побеждает

О международном центре «Святые Лавры Руси Православной»

Ростислав Ищенко 
0
24.11.2021 358

Святой преподобный Сергий Радонежский, пытаясь уйти от мира, основал свой скит в непроходимом лесу. Но Бог решил, что молитвенное уединение – не его судьба. Очень скоро уединённый скит превратился в оживлённый монастырь, управление которым пало на плечи святого Сергия. Однако авторитет его оказался намного шире рамок одного монастыря и даже рамок всей Русской православной церкви. Сергий Радонежский стал народным русским святым. Причём непререкаемым авторитетом во всех (тогда ещё разделённых и часто враждовавших) русских княжествах он был уже при жизни. В двадцатом веке святым признали преподобного Сергия также католики и англичане (уникальный случай, после Великого раскола).

Уже при жизни Сергия называли игуменом земли Русской. Павел Флоренский именовал его Ангелом-Хранителем России. Эти формулировки очень точно определяют дело всей жизни преподобного Сергия, его божественное предназначение.

Святой Сергий является духовным собирателем русского народа. Его подвижничеством были заложены основы русской духовной культуры, до сих пор объединяющей нас. Под его руководством выковывался русский характер.

В вышедшей в 1980 году статье «Эхо куликовской битвы» Лев Николаевич Гумилёв писал: «На Куликово поле пришли рати москвичей, владимирцев, суздальцев и т.д., а вернулась рать русских, отправившихся жить в Москву, Владимир, Суздаль и т.д. Это было началом осознания ими себя, как единой целостности – России». Думаю, что Лев Николаевич был не совсем прав: верно ухватив суть явления, он сместил его хронологию. На самом деле это на Калку пришли рати киевлян, черниговцев, галичан и т.д. Потому они оттуда и не вернулись. Пока на Руси мыслили категориями Мстислава Владимировича Храброго, князя Черниговского (брата Ярослава Мудрого), который говорил после битвы при Листвене: «Как не радоваться! Вот лежит северянин, вот варяг, а дружина своя цела», не были возможны ни победы над Ордой, ни осознание русского единства.

Учитывая, что северяне – славяне, населявшие территорию от Чернигова, до Брянска и Рязани, а дружина Мстислава имела в своём составе значительный контингент приведённых из кубанских степей ясов и касогов, трудно назвать этого князя печальником земли Русской. Но таковы были, за редким исключением, большинство князей до Дмитрия Донского. Больше всего их интересовало получение, удержание и расширение своего удела, а также продвижение вверх по удельной лестнице.

Вряд ли бы Донскому удалось не то, что победить на Куликовом поле, но даже просто вывести туда рати всей русской земли (включая дружины братьев великого князя литовского Ягайла – союзника Мамая), если бы осознание русского единства не было усвоено населением отдельных княжеств задолго до исторической битвы. То есть, сама битва на Куликовом поле состоялась и была выиграна только потому, что туда уже пришли «русские, жившие в Москве, Владимире, Суздале и т.д.». Олега Рязанского летописец обвиняет в предательстве именно как русского. Вассал Орды – великий князь рязанский Олег своего сюзерена не предал – на Куликово поле к Дмитрию Донскому его войска не пришли, более того, он обещал соединиться с Ягайло и Мамаем для совместного удара по полкам Дмитрия Донского (хоть это обещание и не выполнил). Но с точки зрения русского единства Олег – предатель, ибо будучи русским князем выступил против русского дела.

Так вот, то, что на Куликово поле явились рати, осознающие своё русское единство было полностью заслугой святого Сергия. Несколько десятилетий до этого эпохального события он внушал князьям, боярам, дружинникам и простому народу мысли о том, что в разных княжествах живёт единый русский народ, с единой судьбой и общими интересами. Великий авторитет святого Сергия сделал эту мысль для его современников неоспоримой истиной. Так что он по праву считается духовным отцом современной русскости.

Но преподобный Сергий оставил нам ещё одну традицию – священной войны за правое дело. Если на Западе папы благословляли крестовые походы, как борьбу за дело веры и церкви, то святой Сергий благословил Дмитрия Донского на подвиг защиты русского народа. Для той эпохи благословение Сергия было революционным событием. Православная церковь считала любую войну грехом и требовала от участников любого похода покаяния по его окончании, накладывая на них епитимьи.

Сергий же сломал эту традицию, придав своим благословением походу Дмитрия Донского статус богоугодного дела. Более того, Сергий благословил на участие в битве Александра Пересвета и Андрея (или Родиона) Осляблю. Причём благословил их оставаться в иноческом сане, а ведь инок не мог брать в руки оружие даже для самозащиты. Однако святость подвига во имя защиты народа сломала все правила. Кстати, Пересвет в миру был брянским боярином, а Ослябля боярином любутским. То есть оба происходили из Брянского княжества, которое мало того, что входило в свое время в состав Черниговской земли – удела Ольговичей, традиционных соперников правивших Москвой Мономашичей, так оно к моменту Куликовской битвы уже несколько десятилетий (с 1356 года) было под контролем Литвы. То есть, иноки, из боярских родов, служивших врагам Московских князей, чьи родовые земли находились в составе враждебного Москве Великого княжества Литовского, вопреки всему идут воевать на стороне Москвы. Что ими двигало, если не внушённое Сергием осознание русского единства!

Сегодня дело святого Сергия вновь актуально как никогда. Ибо значительная часть русского народа отреклась от своей русскости, почувствовала себя нерусскими, пытается создать новую «европейскую» традицию и причислить себя к ней. И точно так же, как во времена преподобного Сергия, война становится объединяющим русских делом. Только на этот раз война прошлая. Память о Великой Отечественной войне, о великом подвиге народа, который сложился из отдельных подвигов наших отцов и дедов – последнее, что объединяет расколотый русский народ. Даже язык уже не является символом единства. Русскоязычные русофобы – расплодились не только на Украине и в прочих сопредельных государствах, но и в самой России они встречаются. Однако даже среди них далеко не все осмеливаются отказаться от памяти о подвиге дедов и прадедов, победивших в самой страшной войне в мировой истории.

Пока память о народном подвиге жива, пока это не воспринимается новыми поколениями, как красивая легенда из далёкого прошлого, есть шанс на возрождение русского единства. Поэтому враги России и русского народа прикладывают максимум усилий для борьбы с памятью о Великой Победе в Великой войне, пытаясь умалить, опорочить Победу или вовсе заявить, что «это была не наша война».

К счастью в наше время тоже встречаются подвижники. Один из них Владимир Васильевич Березовский. Человек мог бы давно отдыхать на заслуженной пенсии, но проблема распада русского единства и необходимости борьбы за его восстановление не даёт ему покоя. Он сумел сплотить вокруг Международного центра «Святые Лавры Руси Православной» депутатов и космонавтов, священников и чиновников, генералов и адмиралов, журналистов, артистов и общественников. Под духовным руководством наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария центр осуществляет проекты, направленные на реанимацию в памяти народной идеи общерусского единства на основе единства нашей Православной Церкви, три из пяти наиболее чтимых лавр которой (включая старейшую Свято-Успенскую Киево-Печерскую) находятся сегодня за пределами русского государства и испытывают усиливающееся давление дерусификаторов и борцов с каноническим православием.

Но главным делом центра и Владимира Березовского мне представляется идея посадки Садов Мира и Памяти. Первоначально она заключалась в том, чтобы высадить на местах наиболее памятных битв и в города-героях Великой Отечественной войны 27 миллионов деревьев, по числу погибших в войне наших соотечественников. Однако позднее пришло понимание, что нет смысла ограничиваться ни в вопросе о числе деревьев, ни в привязке Садов к событиям войны. По всей территории России и в каждом из постсоветских государств живут семьи, потерявшие в той войне своих родственников. Ни одной нет, в которой кто-нибудь из близких не погиб бы. Память о войне должна присутствовать везде, где есть русские люди.

Поэтому сады высаживаются везде, от Санкт-Петербурга до Кубани и от Сибири до Белоруссии. Без копейки государственных денег, исключительно благодаря энтузиазму подвижников идёт незаметная, но очень нужная работа. Мы когда-нибудь умрём, за нами уйдёт и следующее поколение, а Сады Памяти будут ежегодно расцветать на одной шестой части суши. Жители самых разных уголков нашей и соседних стран, живущие в разных климатических условиях, принадлежащих к разным культурам, будут в самых разных городах и регионах встречать такие же Сады Памяти, как в своём родном городе. Даже не зная подробностей той войны (не все интересуются военной историей) они будут знать, что миллионы деревьев, которые они повсеместно встречают – символ миллионов не вернувшихся с войны их предков, чей героизм обеспечил создание мира, в котором они живут. Также они будут знать, что Русская земля заканчивается там, где заканчиваются Сады Памяти. Даже если где-то говорят по-русски, а память предков, победивших в войне и сохранивших Русский мир не чтят, то русских там нет.

Отрадно, что в большинстве случаев инициатива находит понимание и поддержку местных властей, без деятельного участия которых было бы трудно обеспечить выделение земли под Сады Мира и Памяти. Федеральный научный центр им. И. В. Мичурина помогает саженцами, а в этом году взялся создать специально для Садов памяти сорт яблони «Благодатное кольцо». Творческая группа «Русская сирень» собирается создать сорт сирени «Благодатное кольцо».

Как во время святого преподобного Сергия Радонежского духовное движется об руку с мирским, восстанавливая народное единство. Неважно где, неважно как, важно деятельно чтить память о великом подвиге предков и озаботиться передачей этой памяти следующим поколениям. Только так мы можем восстановить и упрочить русское единство и, сохранив память о всех полях русской ратной славы от Куликова и до наших дней, быть достойными продолжателями дела святого Сергия, Дмитрия Донского, иноков Пересвета и Ослябли и тысяч безвестных русских воинов, которые туманным утром 8 сентября 1380 года готовились вступить в страшный бой не за отдельное княжество, но за всю Русскую землю, и, по благословению святого Сергия, победить.

Ростислав Ищенко, член попечительского совета международного центра «Святые Лавры Руси Православной»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Ростислав Ищенко
Лицедей против миллиардера
Завершающий аккорд украинской драмы
26.11.2021
Дело святого Сергия живёт и побеждает
О международном центре «Святые Лавры Руси Православной»
24.11.2021
Все статьи Ростислав Ищенко
Последние комментарии
Горит ли тундра у Греты Тунберг?
Новый комментарий от Кирилл Д.
27.11.2021 01:00
Великая ложь «Белого дела» умножается?
Новый комментарий от Saha
27.11.2021 00:42
Что такое идеология?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.11.2021 23:45
Образ Победы, Филадельфийская церковь и Валдайская речь Путина
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.11.2021 23:30
Оболганный академик
Новый комментарий от учитель
26.11.2021 23:14