Социальная заповедь христианства

Христианин во что бы то ни стало обязан бороться за христианский социальный строй

Николай Сомин 
Православный социализм: pro et contra 
4 Наталия 2016  Ладога  Георгий  Сант 
03.08.2021 3805
Фото: Из личного архива автора

Если порыться в православном интернете, то зачастую в статьях, а чаще в интернет-комментариях, можно прочитать, что социализм – это несбыточная утопия, особенно в современном обществе, купающемся в свободе греха, что христиане должны оставить мечты о христианском социальном строе, привыкать к капитализму и заниматься исключительно спасением собственной души. Согласиться с этим никак нельзя. Наоборот, христианин во что бы то ни стало обязан бороться за христианский социальный строй, даже если человеческая история сложится так, что этот строй в полноте своей никогда не будет построен.

Дело в том, что Евангелие содержит христианскую социальную заповедь – заповедь о жизни христиан в рамках общинной жизни с общей собственностью. На РНЛ опубликована моя статья Два богословия (ruskline.ru), в которой на материале хорошо известных евангельских текстов (а также «Деяний апостольских») подробно доказывается, что такая заповедь действительно содержится в Новом Завете. К сожалению, редакция пока ещё не опубликовала вторую часть этой статьи, в результате чего тема оказалась раскрытой не полностью. Привожу ссылку на эту вторую часть: Николай Сомин. Два богословия. Социально-историческая точка зрения (narod.ru). И эту заметку можно рассматривать, как краткий пересказ моей большой статьи.

Необходимо подчеркнуть, что это именно заповедь Христова. А заповеди Христа надо выполнять – этим и отличаются христиане от других людей. Подлежит исполнению христианами и социальная заповедь, хотя многим кажется, что она неисполнима. Замечу в скобках, что Господь неисполнимых заповедей не даёт, хотя для падшего человечества они оказываются сложными. Это в полной мере относится и к данной заповеди.

Время этой социальной заповеди подошло уже после Вознесения и Пятидесятницы, когда апостолы, верные ученики Христа, решили осуществить ее делом и создали Иерусалимскую общину, где христианство сочеталось со строгим коммунизмом. Эта заповедь подробно разъяснялась святыми отцами III-V веков: Киприаном Карфагенским, Василием Великим, Амвросием Медиоланским и в особенности Иоанном Златоустом, который создал глубоко продуманную систему имущественного богословия. На уровне социально-историческом такое богословие становится основанием православного социализма, реализующего идею христианского социального строя.

Ясно, что такая перспектива рушит все планы сатаны по подчинению человечества темным силам. И поэтому он всячески старается этот путь опорочить. Особенно лукавый бьёт по братству. Он старается развернуть технический прогресс, замешивая его на индивидуализме и стяжательстве. Это развращает людей и уводит от выполнения социальной заповеди христианства. Более того, сатана разворачивает хитрую клеветническую кампанию по дискриминации Христовой заповеди общинного братства. Сколько ушатов грязи вылито на идею коммунизма и сколько хвалебных песен сложено насчет священной частной собственности, ее абсолютной необходимости для процветания человечества. Таким образом, ясно видны два пути: путь узкий, путь братства, ведущий ко Христу, и путь широкий, путь мамонизма, ведущий народы в духовную пагубу. Сейчас это – основная мировая коллизия, вокруг которой идет яростная борьба.

К несчастью, эта борьба затронула и нашу церковь (везде «церковь» с малой буквы означает церковь земную), в результате чего святоотеческое имущественное учение начинает постепенно забываться. В результате церковь лишь частично приняла принцип братства – только для общежительных монастырей, которые предназначены для личного спасения. Для мирян предлагается другой путь – не братство, а личная милостыня. Но ведь индивидуальная благотворительность возможна только из своего, что в свою очередь предполагает господство и благодатность частной собственности. Это уже не святоотеческое, а совсем другое богословие, оправдывающее весь омерзительный современный капиталистический порядок.

Характерно, что когда в конце XIX в замечательный христианский деятель Николай Неплюев, следуя образу Иерусалимской общины, стал строить свое Трудовое Крестовоздвиженское Братство, то многие тогдашние «истинно православные» его жестко критиковали за пренебрежение благотворительностью, называли его дело протестантством и всячески вставляли палки в колеса. Тем не менее, Братство Неплюева просуществовало более 40 лет, пережив три революции, три войны и было разрушено лишь в начале 30-х годов. Однако, оно так и осталось единственным примером успешного осуществления у нас в церкви святоотеческой доктрины. Остальная Россия подошла к началу XX в., к сожалению, имея на вооружении частнособственническое богословие. И не удивительно, что последовала Господня епитимья – гонения на церковь в советское время. Нам бы над этим событием глубоко поразмыслить, покаяться и больше не совершать таких ошибок. Но, увы, пока церковь придерживается прежней имущественной парадигмы. Воистину, «история ничему не учит, а лишь наказывает за незнание уроков» (Ключевский).

В заключение хочется еще раз напомнить, что те, кто нудно доказывают невозможность социализма, должны понять, что отрицают заповеданное Самим Христом. Поэтому я бы советовал им изменить свое мышление – с отрицания на размышления о том, как эту заповедь можно исполнить.

Николай Владимирович Сомин, кандидат физико-математических наук, бакалавр теологии, православный публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

50. Ответ на 47, рyccкий человек:

все, приходящие в общину, отказываются от своего имущества, передавая его общине. Общины строятся и во многих приходах. Что сложного в том, что передать своё имущество своему приходу?

То же... бабье богословие... подмена. Либо от духовного невежества и слепоты, либо со злым умыслом. Принцип, который Вы описали, хорош исключительно для монашествующих, тех кого с миром ничего не связывает. Оставление монашества хоть и не возбраняется, но и не предусматривается, т.к. это связано с попранием монашеских обетов. Но и монахов не обязывают переписывать имущество в монастырь. Сколько мне известно - все приходят туда "налегке". Община, предусматривающая отказ при вступлении от имущества в свою пользу - сама по себе подозрительна. Требовать от мирских более чем от монашествующих вряд ли можно. Допустим, семья не ужилась в общине или иные какие житейские обстоятельства... - как машины, квартиры, средства возвращать? В головинской секте этот вариант не рассматривается в принципе. А у вас?

49. Ответ на 46, рyccкий человек:

Когда мы присоединяемся к Церкви, когда мы присоединяемся ко Христу, мы добровольно отказываемся от своей свободы в пользу полного подчинения Воли Господа. "Да будет Воля твоя, а не моря, Господи" - говорят все православные христиане. Не должно воли своей иметь, ибо когда делаешь то, что хочешь сам - ты делаешь то, что хотят бесы. Это надо помнить. Любое самоуправство - смерть духовная.

Простите, очень не хочу обидеть, но честное слово - какое то бабье богословие. Бог создал человека свободным. Как для стояния в благочестии, так и для греха. И Сам на эту свободу не покушается. Соединяясь со Христом, человек не утрачивает свободы, но приобретает ее - свободу от греха. Это не одномоментное изменение (напр. при входе в церковную общину) - это цель и это процесс, длинною в жизнь. И воли своей человек не утрачивает, но лишь всю жизнь ежедневно навыкает соизмерять её с волей Божией. В этом деле без духовника крайне сложно. Духовное водительство, само по себе, в наше время явление очень редкое и даже из этих редких случаев часто зело бедовое.

48. Ответ на 46, рyccкий человек:

кто Вам сказал, что крепостничество - это плохо?!

Видимо, мне стоило детализировать. Имелось ввиду крепостное право каким оно было перед его отменой: "О крепостном праве не было двух мнений сто лет назад: почти всем, за ничтожными исключениями, крепостной быт казался естественным и единственно возможным. О крепостном праве не было двух мнений пятьдесят лет назад: почти всем, за немногими исключениями, крепостной быт казался противоестественным и невозможным. Любопытно было бы установить сколько-нибудь определенный взгляд на крепостное право теперь, через полстолетия после реформы[...]Оно -- как право -- уничтожено в 1861 году, но как быт развалилось гораздо раньше.[...] Объявленное вольным Петром III и Екатериной, дворянство утратило свой древний государственный смысл, и отношения к нему крестьянства сделались в корне бессмысленными. Вышло то же, как если бы офицеры были освобождены от службы и в то же время сохранено было повиновение им солдат.[...] Стало непонятным, почему крестьяне должны содержать барина, даже такого, который не служит и ничего не делает. А бар последнего типа, принявших вольность как право ничего не делать, оказалось слишком много, может быть, большинство. [...] Еще до отмены крепостного права большинство дворянства разорилось и потеряло дворянскую культуру. Тургеневские "дворянские гнезда", дававшие мечтательных барышень и сорокалетних идеалистов, были и тогда уже в редкость. Большая часть дворянства задолго до 61-го года опустилась, промоталась, одичала, позаложила крестьянские души в опеку, выродилась в гоголевские и щедринские типы.[...]Напрасно думают, что Гоголь, Тургенев, Григорович, Щедрин описывали крепостное право. Они описывали развалины его". М.О. Меньшиков. В деревне.


47. Ответ на 45, Сергей иванович:

А где, ув. Братчик можно ознакомиться с практиками вашего братства? Что собственно Вы, как представители народа Божия, предлагаете?

в Вырице под Петербургом есть православное община трезвости имени Иоанна Чурикова, члены общины почитают его как святого - возможно, скоро мы станем свидетелями его всецерковного прославления. Но главное, что там царит мир и единение: все, приходящие в общину, отказываются от своего имущества, передавая его общине. Общины строятся и во многих приходах. Что сложного в том, что передать своё имущество своему приходу? Ты один, живешь в трёхкомнатной квартире, и машина есть дорогая, а у другого семья, мыкается по чужим углам, и машина старая. Вы вступили в общину, и батюшка, по целесообразности духовной, говорит тебе оставить свою трёх комнатную квартиру и переселится в комнату в коммуналке, где ранее жил твой почивший недавно братчик. И ты со смирением это делаешь. В квартиру, некогда бывшую твоей, по решению батюшки переселяется другой твой братчик с большой семьей - тоже не с гордостью, а со смирением принимая это. Все делается со смирением, все по любви. Ибо сказано, что прежде надо чтобы любовь была между нами, чтобы стать со Христом - сказано самим Спасителем. Чего тут сложного, Сергей? Зачем мудрить?
рyccкий человек / 16.10.2021 09:33

46. Ответ на 45, Сергей иванович:

Это не просто крепостничеством отдает - это оно и есть. При входе в общину отдай всё что имеешь, а выход не предусмотрен - задушим в объятиях любви. А где, ув. Братчик можно ознакомиться с практиками вашего братства? Что собственно Вы, как представители народа Божия, предлагаете?

кто Вам сказал, что крепостничество - это плохо? Когда мы присоединяемся к Церкви, когда мы присоединяемся ко Христу, мы добровольно отказываемся от своей свободы в пользу полного подчинения Воли Господа. "Да будет Воля твоя, а не моря, Господи" - говорят все православные христиане. Не должно воли своей иметь, ибо когда делаешь то, что хочешь сам - ты делаешь то, что хотят бесы. Это надо помнить. Любое самоуправство - смерть духовная. В аду демократия, а у Бога - Царство - помните эти слова святого праведного Иоанна Кронштадского? Крепостное, оно между прочим право, а не обязанность. Свят, свят, свят, Господи, спаси люди твоя!
рyccкий человек / 16.10.2021 09:26

45. Ответ на 42, Братчик:

Возникает следующий вопрос, какую организацию общественной жизни может предложить Церковь и народ Божий?

Про Церковь - это сейчас вопрос сложный. Разные люди в это понятие вкладывают разные смыслы. Иногда предложения выглядят даже очень красиво: https://rostov-pravoslavie.ru/community/
Но как сказал один брат: Сельскохозяйственная община вокруг храмов на "выделенном" для них земельном участке - это не есть сельскохозяйственная община живущая на своей земле и построившая себе свой приходской Храм. Это хорошо забытые монастырские крестьяне - церковные крепостные.

Русский дворянин Неплюев Н.Н. дал практический ответ на этот вопрос, создав «Крестовоздвиженское трудовое братство».Современники называли его Русским апостолом Любви

насколько мне известен неплюевский опыт - это тоже, не самоуправляемая, не самодостаточная, не самовоспроизводящаяся и вообще не самостоятельная община, а если быть честным: община на содержании самим Неплюевым. Ту же тему практиковал и Головин в Булгаре. Это не просто крепостничеством отдает - это оно и есть. При входе в общину отдай всё что имеешь, а выход не предусмотрен - задушим в объятиях любви.
А где, ув. Братчик можно ознакомиться с практиками вашего братства? Что собственно Вы, как представители народа Божия, предлагаете?

44. Ответ на 25, Kiram:

Полтораки сказал вообще перепутал. У него вначале общение имуществ, а потом должна наступить любовь!)

то, что это не главное, но необходимое условие - мне не кажется глупостью. Поскольку являюсь практиком в этом деле. И еще потому, что это тысячелетний опыт русской общины. Да, у нас на Руси это "общение имуществ" не было полным обобществлением, но сочетание частной и коллективной собственности - точно было. На эту тему, в казачьем варианте, Беглов диссертацию защитил:-)

43. Ответ на 19, Полтораки:

Общение имуществ - не достаточное, но совершенно необходимое условие стяжания любви.


мысль не простая, нуждается в пояснении - очень прошу.

Если нет общения имуществ, то любви точно не будет. Именно поэтому так сурово были наказаны Анания и Сапфира.

- здесь соглашусь с Кирамом:

Не из-за нежелания общаться имуществами были наказаны Анания и Сапфира, но за ложь.

42. О замыслеО замысле Бога и проекте сатаны

Братья и сестры! Хочу поделиться с вами следующими соображениями, которые возникли после прочтения данной публикации Сомина Николая Владимировича.
1. Читая Деяния апостолов, можно обнаружить, что Иерусалимская община есть Церковь Божия в её первозданной полноте.
2. Что к ней постоянно прибывал народ. Что в этом присоединении народа к Церкви виден замысел Божий, что Церковь должна стать всем и во всём на земле. Говоря современным языком Церковь есть глобальная возможность, дарованная Богом, вернуться народам к общению с Ним и в этом общении обрести жизнь вечную в Нём. (Без всякого принуждения).
3. Читая псалом 117, узнаём, что краеугольный камень строители отвергли. И здесь возникают вопросы. Кто эти строители? Что они строят? Почему отвергли краеугольный Камень?
4. По святоотеческому учению мы знаем, что фундаментом и Главою Церкви является Христос. И здесь снова возникает вопрос, а что является фундаментом у тех строителей, которые отвергли краеугольный Камень? И кто у них глава?
5. Размышляя над этими вопросами, пришёл к следующим выводам:
5.1. Капитализм есть проект сатанинских сил. Что, принимая существование объективных законов истории (чему нас учат все современные учебники) мы тем самым отвергаем свободу воли, дарованную Богом человеку по сотворении.
5.2. Капитализм не есть общество свободы, но общество принуждения, прикрываемая риторикой о свободе и всякой ложью. В чём мы с каждым днём сегодня убеждаемся. Взгляните вокруг.
5.3. Что частная собственность есть основной инструмент строительства капитализма.
6. Возникает следующий вопрос, какую организацию общественной жизни может предложить Церковь и народ Божий? Русский дворянин Неплюев Н.Н. дал практический ответ на этот вопрос, создав «Крестовоздвиженское трудовое братство».
Современники называли его Русским апостолом Любви.
Братчик / 12.08.2021 21:46

41. доп. п. 52

Когда мне было 27 лет, то партия предлагала мне стать директором кирпичного завода. Я отказался, сильно уж мне нравилась партработа. Не знаю, каким бы я был руководителем, но точно - не воровал бы. И заботился бы о трудящихся, но не о своём кармане. Таким меня воспитали Родители и Советская власть.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Николай Сомин
Два богословия
II. Социально-историческая точка зрения
03.08.2021
Социальная заповедь христианства
Христианин во что бы то ни стало обязан бороться за христианский социальный строй
03.08.2021
Два богословия
I. Взгляд из Евангелия
22.07.2021
Православный социализм как русская идея
Доклад на конференции «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России», 20.03.21
23.03.2021
О началах христианской социологии
Православный социализм – будущее России
10.02.2021
Все статьи Николай Сомин
Православный социализм: pro et contra
«Взять себе в духовные руководители наших боголюбивых предков...»
Доклад на религиозно-научной конференции «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России»
13.08.2021
Два богословия
II. Социально-историческая точка зрения
03.08.2021
Социальная заповедь христианства
Христианин во что бы то ни стало обязан бороться за христианский социальный строй
03.08.2021
Два богословия
I. Взгляд из Евангелия
22.07.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Горит ли тундра у Греты Тунберг?
Новый комментарий от Кирилл Д.
27.11.2021 01:00
Великая ложь «Белого дела» умножается?
Новый комментарий от Saha
27.11.2021 00:42
Что такое идеология?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.11.2021 23:45
Образ Победы, Филадельфийская церковь и Валдайская речь Путина
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.11.2021 23:30
Оболганный академик
Новый комментарий от учитель
26.11.2021 23:14