Образ Победы, Филадельфийская церковь и Валдайская речь Путина

Выступление в ходе дискуссии экспертных клубов и сообществ «Переломное время: Идеология, которая объединит нацию»

Анатолий Степанов 
1 Евгений Х. 
25.11.2021 1320
Фото: Из личного архива автора

24 ноября в Москве в отеле «Золотое кольцо» состоялась обсуждение интегрального доклада Изборского клуба «Идеология Победы как национальный проект». Обсуждение прошло в форме заседания экспертных клубов и сообществ. В дискуссии приняли участие не только члены Изборского клуба, но и представители клуба «Сретение», Зиновьевского клуба, представители ВРНС, Союза писателей России. Меня, как председателя Русского Собрания, также пригласили принять участие. Сам по себе факт формулирования проекта государственной идеологии можно только приветствовать и всячески поддержать. Что и было сделано в ходе дискуссии большинством ее участников. Но звучали и идеи в развитие тезисов доклада. Предлагаю вниманию читателей своё выступление.

Как известно, понятие идеология имело разное содержание в различные периоды. Изначально, у придумавшего сам термин Антуана Дестют де Траси и его единомышленников, которых называли «идеологами», идеология – это наука наук, синоним методологии правильного мышления. Для гегельянцев, в том числе К.Маркса и Ф.Энгельса, которые негативно относились к «идеологам», идеология понималась как ложное сознание (работа «Немецкая идеология»). В.И. Ленин в преддверии «золотого века идеологий», как назвали затем ХХ век, реабилитировал понятие идеология, Ленин и его ученики заговорили о марксизме как «научной идеологии». После Второй мировой сначала французский философ Альбер Камю, а затем американский социолог Дэниэл Белл заговорили о «конце идеологии» и необходимости деидеологизации. Но уже в 70-80-х годах набиравшие в США силу неоконы заговорили о необходимости реидеологизации.

России в начале 90-х на волне отказа от всего советского американские советники пришедших к власти либералов навязали, по сути, идею деидеологизации, от которой сами США начали уходить за 10-15 лет до того. Что было для надёжности даже закреплено в нашей Конституции.

Наконец сегодня идеология реабилитируется. В последнее время даже вышли работы с буквально таким названием, в том числе автора этих строк.

Однако продолжает бытовать мнение, что идеологии присущи только эпохе модерна, а мы, мол, живём в эпоху уходящего модерна, поэтому идеология – это архаика.

Понятно, что те, кто продвигает идею отказа от идеологии, следующим шагом видят отказ от национальных государств в пользу наднациональных структур. Об этом уже прямо говорится тем же Клаусом Швабом и другими идеологами нового мирового порядка.

Действительно, идеология появляется в эпоху модерна, в средневековом традиционном обществе роль идеологии (по крайней мере, в христианском мире) выполняла религия, которая консолидировала общество. Однако, поскольку мы всё-таки живём пока еще в обществе модерна, пусть и с приставкой пост, идеология нужна, без неё государство стагнирует.

Идеологический вакуум стал очевиден для власти, когда она начала восстанавливать государственный функционал в годы путинского правления. Напомню, что В.В. Путин ещё в 2013 году заговорил о необходимости идеологии. Однако с тех пор власть не сильно продвинулась вперёд. Путин сформулировал тезис о патриотизме как основе нашей идеологии. Хотя нельзя не согласиться с авторами обсуждаемого доклада, что роль идеологии сегодня во многом выполняет «идеология Победы». Как нельзя не согласиться и с тем, что этого явно недостаточно.

И вот в уходящем 2021 году Владимир Путин на том же заседании Валдайского клуба совершил прорыв в вопросе формулирования базовых основ идеологии.

Авторы доклада пишут, что нам нужно понять: «Над чем и над кем нам предстоит одержать в ближайшем будущем новую Победу, Победу-наследницу». Это верная постановка вопроса. Но для начала нам нужно понять существо переживаемого ныне человечеством момента. Где мы находимся? С каким вызовом придётся столкнуться России и какой предстоит дать ответ?

На мой взгляд, главная характеристика переживаемой эпохи заключается в том, что мы живём во время, когда дьявол громко стучится в дверь человеческого общежития. А его вольные и невольные слуги дверь уже очень сильно приоткрыли и готовы распахнуть полностью. Мы видим явные знаки отказа современной цивилизации не просто от христианского наследия, но от самих принципов, на основе которых был сотворён мир. Новые строители виртуальной Вавилонской башни вновь бросают вызов Богу, пытаются восхитить Его прерогативы. Через идею многообразия полов (или гендеров), через разрушение традиционной семьи, через легализацию идеи, что человек сам вправе определить момент своего ухода из жизни путём эвтаназии (разумеется под разговоры о гуманизме), путём создания нового мыслящего субъекта помимо человека (искусственного интеллекта), путем попытки создания самой альтернативной жизни путём клонирования человека. То есть предпринимается попытка стать «как Бог».

Человечество сталкивается с поистине апокалиптическим вызовом. А значит, ответ на этот вызов нужно искать, конечно, в Апокалипсисе, Откровении Иоанна Богослова. Оно, как известно, начинается с обращения Спасителя через Апостола к человеческим сообществам – семи церквам.

Пять Церквей Господь в той или иной степени обличает. Ангелу Ефесской церкви говорит: «Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся» (Откр. 2: 5). Ангелу Сардийской церкви: «Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим»; «найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр. 3: 2, 3). Ангелу Лаодикийской церкви: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч» (Откр. 3: 15).

Есть претензии еще к двум Церквям, хотя и немного. Ангелу Пергамской церкви: «Не отрекся от веры Моей»; «но имею немного против тебя» (Откр. 2: 13, 14). Ангелу Фиатирской церкви: «Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твоё»; «но имею немного против тебя» (Откр. 2: 19, 20).

И только двум церквям адресованы слова одобрения и поддержки – Смирнской и Филадельфийской. «Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мёртв, и се, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откр. 2: 8-11).

«И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святой, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит: знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить её; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Моё, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придёт на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нём имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Моё новое. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 3: 7-13).

Наибольший интерес у толкователей Откровения во все века вызывало послание к Филадельфийской церкви, образ которой воспринимался многими как «град избранных». Очень популярен образ Филадельфийской церкви был у ранних протестантов. Как известно беженцем из Англии из общины квакеров Уильямом Пенном в 1682 году был основан город Филадельфия, «город братолюбия». Впрочем, религиозного горения квакеров хватило исторически ненадолго, что сегодня собой представляет Америка, нет нужды говорить.

Однако если присмотреться внимательнее к посланиям Господним к Смирнской и Филадельфийской церквам, то в них можно увидеть Россию начала ХХ века и Россию нынешнюю.

Действительно, «диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь... Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни», – разве это не про Россию и русский народ после революции?!

Когда я слушал и перечитывал затем выступление Владимира Путина перед участниками дискуссионного клуба «Валдай» 21 октября 2021 года, то находил в нем параллели именно с посланием к Филадельфийской церкви.

О чём сказал Путин в своей Валдайской речи? О трёх принципиальных положениях, которые скромно назвал тезисами.

Во-первых, что основой мироустройства остаются национальные государства, их нужно укреплять, а не отменять, передавая полномочия наднациональным структурам, транснациональным корпорациям и цифровым платформам. Слова Путина: «структурообразующей единицей мирового устройства является только государство»; «любой действенный международный порядок должен учитывать интересы и возможности государства, идти от них, а не пытаться доказывать, что их быть не должно». Этот тезис – крышка в гроб глобализма, грезившего о ликвидации национальных государств.

Во-вторых, что нужно проявлять осторожность при введении разного рода технологических новшеств, помнить об этических и духовных ограничениях, внедряя научные открытия. Это – ответ «китайским товарищам» с их инициативой социального рейтинга и беззастенчивого вмешательства цифры в личную жизнь человека.

В-третьих, что мы будем строить своё общество, опираясь на собственные традиции и ценности, и не примем то безумие, в которое вступил Запад с его признанием гомосексуальных браков, отменой «пап» и «мам» и т.д. Слова Путина: «ценности – это продукт культурно-исторического развития каждой нации и продукт уникальный»; мы «должны опираться на свои духовные ценности, на историческую традицию, на культуру нашего многонационального народа». А это явное заявление на особый цивилизационный путь России.

Всё это он назвал идеологией здорового консерватизма. По сути, это – программа Филадельфийской церкви: «Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего».

Таким образом, говоря об «образе Победы», о «новой победе-наследнице», мы должны задать вопрос: а о какой Победе мы должны вести речь?

По сути, речь должна идти о Победе России в войне за сохранение основ цивилизации, сотворённой Богом для человека, как пространства спасения человека и человечества. Иными словами, Россия самим ходом исторического развития, самим Промыслом Божиим призвана сыграть роль того самого Удерживающего, о котором говорил апостол Павел (2 Фес. 2: 7), в этой битве против мирового зла. А это и есть образ будущего!

И в этом смысле сегодня становится понятной пророческая мысль Ф.М. Достоевского, 200-летие со дня рождения которого мы недавно вспоминали, из его Пушкинской речи: «Нищая земля наша, может быть, в конце концов скажет новое слово миру». А это слово очень простое: держи то, что имеешь! Здесь наша главная Победа!

Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор портала «Русская народная линия», председатель «Русского Собрания»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

22. Ответ на 17, Андрей Карпов:

Да Путин столько сделал ДЕЛ ! Путин пытается всяко противостоять сползанию в обязательную вакцинацию... Но сил, видимо, у него во внутренней политике уже не осталось... Удастся ли ему отбить хотя бы детей?


Путин пытается сохранить единство народа и власти перед грядущими испытаниями, вполне возможно военными, а антиваксеры ему пытаются активно в этом помешать.

21. Ответ на 19, Валерий:

Да все мы понимаем, поэтому и остается нам только наблюдать, как гонят всех на убой, усыпляя сладкими речами и обещаниями сытой жизни, а перед этим для начала, загнать в стойло.


А вот это вредная идейка. Кто гонит вас на убой? Похоже Вы имеете в виду не НАТО и не ЦРУ, а наши власти. То есть Вы сами того не понимая, выдвигаете ленинский лозунг: превратим войну империалистическую в войну гражданскую, т.е. призываете бороться со своим правительством на радость правительствам врагов.
Запутали Вас похоже, хоть и повторяете как заклинание: С нами Бог!
А ведь и впрямь: не всякого, кто будет обращаться "Господи, Господи", Господь услышит, - Вы это вовремя вспомнили.

20. Ответ на 18, Валерий:

Видите, как много слов. Поэтому "ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф.12.37)


Вот это верно, дорогой Валерий. Плоды только могут быть как от слов, так и от дел. А слова в политике порой могут быть куда более важным делом.

19. Ответ на 14, Анатолий Степанов: продолжение

Как можно этого не понимать?!

Да все мы понимаем, поэтому и остается нам только наблюдать, как гонят всех на убой, усыпляя сладкими речами и обещаниями сытой жизни, а перед этим для начала, загнать в стойло. С НАМИ БОГ!
Валерий / 26.11.2021 20:00

18. Ответ на 14, Анатолий Степанов: О "священной корове" и примитивном православии.

Какой псевдоправославный пафос читаю в отношении Путина. Делами подтвердить должон. Да Путин столько сделал ДЕЛ для возвращения России из состояния распада, что и не перечесть. Короткая память у Вас, братия.Да и как-то примитивно Вы понимаете Православное отношение к делу и слову. Наверное, молитву читаете: не обрящеши бо, Господи дел, отнюд оправдающих мя. А от Путина каких-то дел требуете. И сами небось делами спастись намерены, прямо как католики.Вера без дел мертва есть, сказал Апостол Иаков. И это верно в отношении фарисеев. А вот брат его Иоанн Богослов написал: вначале было Слово. Слово - оно ведь порою и есть дело, особенно в сфере политики. Как можно этого не понимать?!

Мне понятна Ваша раздражительность. Так уж сложилось в нашем обществе, что говорить можно о ком угодно и о чем угодно, только ни в коем случае не трогать, более того - не дышать в сторону "священной коровы", даже если кто-то из братии и пытается разобраться, опираясь на Евангельские Заповеди, без соблюдения которых невозможно спасение, соблюдая при этом корректность, лишь бы не осудить и не согрешить. Но все познается в сравнении. Иоанн Богослов также сказал, что "по плодам их узна́ете их." (Ин 6, 40), Поэтому не всякое доброе дело будет угодно Богу. (св. Игнатий Брянчанинов), а только то, которое не замешено на страстях тщеславия, сребролюбия и властолюбия. Господь так же предупреждает, что он милости хочет, а не жертвы (покаяния, а не сытой временной жизни) и не всякий говорящий господи, господи, войдет в Царствие Небесное. Видите, как много слов. Поэтому "ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф.12.37), С уважением к Вам, многогрешный Валерий. С НАМИ БОГ!
Валерий / 26.11.2021 19:34

17. Ответ на 14, Анатолий Степанов:

Да Путин столько сделал ДЕЛ !

Путин пытается всяко противостоять сползанию в обязательную вакцинацию... Но сил, видимо, у него во внутренней политике уже не осталось... Удастся ли ему отбить хотя бы детей?
Андрей Карпов / 26.11.2021 19:27

16. Ответ на 12, Советский недобиток:

Православный - это кающийся грешник, грешащий, ошибающийся, падающий, встающий, но всё же как-то карабкающийся в Царствие небесное.Ему бы до лампочки докарабкаться, чтобы поменять, купив на свои деньги, а не собирая по подъезду )


Самому поменять легко, а Вы попробуйте соседей уговорить скинуться. А потом расскажите, посмеёмся.
Путину тоже, наверно, легче было бы самому лампочки менять. Но не успевает. Приходится от эффективных менеджеров добиваться замены лампочек. А с ними, как с теми соседями...
ОСт / 26.11.2021 18:06

15. Критикам Путина

Какой псевдоправославный пафос читаю в отношении Путина. Делами подтвердить должон. Да Путин столько сделал ДЕЛ для возвращения России из состояния распада, что и не перечесть. Короткая память у Вас, братия.
Да и как-то примитивно Вы понимаете Православное отношение к делу и слову. Наверное, молитву читаете: не обрящеши бо, Господи дел, отнюд оправдающих мя. А от Путина каких-то дел требуете. И сами небось делами спастись намерены, прямо как католики.
Вера без дел мертва есть, сказал Апостол Иаков. И это верно в отношении фарисеев. А вот брат его Иоанн Богослов написал: вначале было Слово. Слово - оно ведь порою и есть дело, особенно в сфере политики. Как можно этого не понимать?!

14. Ответ на 9, Владимир (пенсионер):

Хороший аргумент в пользу будущего цифрового рабства: голод будущим рабам (которые будут приговорены к "жизни") не грозит.


Во-первых, сытость народа - это как раз те самые практические дела, которые кое-кто тут призывал показать. Ведь теоретически сытость народа не является для властей обязательной опцией. Посмотрите, например, на небратьев.
Во-вторых, Вы хотели духовности - её есть у меня: те же 50-60 лет назад, районный город на среднерусской возвышенности, ни одного действующего храма на весь район. Меня родители возили крестить в область. Сейчас (при всей депопуляции) несколько храмов в городе, несколько - по деревням. Скажите ещё, что это вопреки властям. Или что это ничего не значит...
А про цифровое рабство Анатолий Дмитриевич верно пишет - это, прежде всего, китайский путь. Да, в России хватает желающих его внедрить, но пока у них кишка тонка. А дальше посмотрим. Бог не выдаст - свинья не съест.
ОСт / 26.11.2021 17:46

13. Ответ на 8, ОСт: PS.

Поправка - КД-209 ))
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Анатолий Степанов
Что такое идеология?
К дискуссии о государственной идеологии
26.11.2021
Образ Победы, Филадельфийская церковь и Валдайская речь Путина
Выступление в ходе дискуссии экспертных клубов и сообществ «Переломное время: Идеология, которая объединит нацию»
25.11.2021
Пора реабилитировать Императора Петра Великого
Он был православным русским государем, преемником царской Руси и Византийской имперской традиции
12.11.2021
Международная научная конференция
«От Империи к Содружеству: пути России»
12.11.2021
Закрыть тему «царских останков»
Часто приходится сталкиваться с плохим знанием фактов
11.11.2021
Все статьи Анатолий Степанов
Последние комментарии
Горит ли тундра у Греты Тунберг?
Новый комментарий от Кирилл Д.
27.11.2021 01:00
Великая ложь «Белого дела» умножается?
Новый комментарий от Saha
27.11.2021 00:42
Что такое идеология?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.11.2021 23:45
Образ Победы, Филадельфийская церковь и Валдайская речь Путина
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.11.2021 23:30
Оболганный академик
Новый комментарий от учитель
26.11.2021 23:14