«Рыцарей приближенье», или Путем Следопыта

«Сны Павла» московского поэта Максима Шмырёва

Владимир Можегов 
0
24.11.2021 179

Источник: Ваши новости

Издательство книжного магазина «Циолковский» выпустило в свет необычный сборник, словно доставшийся нам в наследие от иных эпох: «Сны Павла» московского поэта Максима Шмырёва.

Есть поэты, которые говорят нам о нашей душе; есть поэты, которые говорят нам о нашем времени… Большинство современных поэтов слышат лишь собственные «внутренние голоса», о которых в свое время едко заметил Томас Элиот:

«Обладатели внутренних голосов, битком набившись в купе, катят на футбол в Суонси, а внутренний голос нашептывает им вечные соображения тщеславия, боязни и жажды наживы»…

Наше время всеобщего распада и воинствующего индивидуализма и не может, вероятно, рождать ничего иного? Впрочем, кажется, может.

Максим Шмырёв – поэт иного склада

Нет, он не описывает, как тот же Элиот, ландшафты духовной пустыни современности, не ищет опоры в обращении к древним классикам. Он – традиционалист иного рода: в нашем изрешеченном разрывами и ранами прошлом взгляд его ищет неотпетые могилы – а их немало – и ставит над ними памятники. Шмырёв относится к своим стихам как к необходимым ритуалам, литиям, заклятиям, суггестиям мертвой воды, вновь соединяющей разорванное, и живой – возвращающей жизнь плоти и духу. Это не универсальный традиционализм созерцателя гибнущего мира и заката цивилизации, как у Элиота; это – деятельный традиционализм следопыта, выкапывающего из раненой земли осколки иного времени.

Неудивительно, что сопровождением, «конвоем» поэта в его поэтическом делании становятся ангелы романтики и героики.

Неудивительно и то, что дух поэта, который от прошлого отделяет пласт земли, поглотившей прошлые жизни, взирает на извлеченные артефакты несколько отстраненно и по-пушкински «равнодушно», не отделяя «своих» от «чужих». Его «ангелам» чужды баталии политологов и историков, им важен лишь дух, некогда бившийся в отрытых костях: «Оставь герою сердце… что же Он будет без него? Тиран».

Поэтому стихи поэта посвящены не только императору Павлу – рыцарю на троне, образ которого дал название книге, – но и другим светлым и темным рыцарям, которых образ Павла осеняет и примиряет: морякам Цусимы, «Грише» Распутину, Константину Леоньтеву, Эрнсту Юнгеру, Леону Дегреллю, Бенито Муссолини, конфедератам американского Юга… Все они нуждаются в восстановлении не одной жизни духа (это дело Божиих судов), но и земных обелисков, взорванных политическими битвами, над которыми реет дух поэта и реет, как знамя, слово:

…Грядёт великая Россия.
Уже пылает небосклон…

Неудивительно при таких исходных, что вопреки всеобщей постмодернистской моде на понижение стих Максима Шмырёва работает на повышение, на воскрешение:

…И стоял, препростой,

Вышедший из могилы.

Он промолвил:

«Сё есть.

Мы – заревое пламя.
И возжигаем доднесь

Знамя.
Победы знамя… («Рядовой»)

И это снова похоже на шаманский заговор, а еще более – на экзистенциальную веру в духе летовской «Победы», «когда человек полностью проиграл, – и он поет, как он победил, и побеждает». И там, где-то уже за гранью поражений, побед и самой жизни:

…Дышат твои холмы
Небом иного града,

Улицы им блестят,
И золотят крыши

Облака-виноград.
Тише, еще тише… («Третий Рим»)

Понятны и естественны в ландшафте этой поэзии и иные памятники-посвящения Брюсову, Верлену, Флоренскому и более близким друзьям-поэтам: Карпецу, Фомину-Шахову, Непомнящему…

…Даже Свидригайлов не поехал в Майами.

Сентябрь пришел на могилу в Коврове.

И дорога гуляет на воле…

…Перемещается наших список

В череду поминальных записок…

Эта поэзия как бы повернута глазами назад и дышит концом старого времени, времени вообще. Как поминальная молитва – небесным заревом, эхом отгремевших битв и скрежетом металла отходящей в иное измерение цивилизации:

…Ночью холодной

Уходят трамваи
В сумерках странных,

С заплатами схожих

Ворохах листьев,

Летящих повсюду:

Время закончилось,

Им не сказали.
Город усоп…

Самое время сказать (для лучшего понимания поэтики сборника), что его контрапунктом стал 1993 год, фронт защитников Белого дома; а точнее – вся эта поэзия, кажется, рождена этим годом (в книгу вошли стихи, написанные в 1993-2020), и музыка той, захлебнувшейся консервативной революции, становится ее фоном, ее занавесом, и, кажется, всего в ней слышнее. Именно из этого канувшего камнем зарева исходит она своими кругами-обертонами во все стороны пространства-времени:

…Закричали дети:

«Карлсон-Мишулин,
К нам ты прилетай,

Подними повыше нас,

Забери нас в Рай!»…

…Гриша, Гриша,
Слушай, слушай:

Возглашают мертвы души,

Сели на иудин сук,

Разветвлен девятый круг…

В конце концов все уходит, и миры опадают как листья, и остается только свет, и в нем – звук: «В воздухе разлито колокольное золото, Оставшееся от Вечери, И листопады бродят по городу…», и «В двухметровом окопе могилы, Звон такой: встать и идти!». В конце концов, «Это не пораженье, А завершение», там, где в перспективе вечности прошлое смыкается с будущим, и где «Сё, Русь еще не создана. Она под Ноевым ковчегом…».

Ну а, собственно, о самой сути, «сердце сердца» всей книги можно в завершенье сказать словами другого поэта, тоже бывшего на баррикадах 93-го: «…Я – человек, свято и отчаянно верующий в чудо. В чудо неизбежной и несомненнейшей победы безногого солдата, ползущего на танки с голыми руками. В чудо победы богомола, угрожающе топорщащего крылышки навстречу надвигающемуся на него поезду. Раздирающее чудо, которое может и должен сотворить хоть единожды в жизни каждый отчаявшийся, каждый недобитый, каждый «маленький» … Если ты посмел и не отрекся, не предал в глубине души сам то, во имя чего ты жертвуешь – ты никогда не проиграешь» (Егор Летов).

…И ещё одного неизвестного поэта «Шатапатха-брахманы»:

«Ибо ложь побеждает во всех битвах, кроме последней.

Ибо правда проигрывает все битвы, кроме последней.

Знающий это знает истину…».

Владимир Можегов

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Владимир Можегов
Все статьи Владимир Можегов
Последние комментарии
Горит ли тундра у Греты Тунберг?
Новый комментарий от Кирилл Д.
27.11.2021 01:00
Великая ложь «Белого дела» умножается?
Новый комментарий от Saha
27.11.2021 00:42
Что такое идеология?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.11.2021 23:45
Образ Победы, Филадельфийская церковь и Валдайская речь Путина
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.11.2021 23:30
Оболганный академик
Новый комментарий от учитель
26.11.2021 23:14