Гомер и Давид: пересечение параллельных

Часть 4

Олег Слепынин 
0
10.06.2021 513

Часть 1
Часть 2
Часть 3

6. О чести

«Илиада» Гомера во многом о чести. Поводом к войне стала оскорблённая честь самой влиятельной семьи ахейцев – братьев царей Агамемнона и Менелая. Заморский принц Парис-Александр, находясь у них в гостях, их обесчестил: увёз в Трою жену Менелая Елену и её сокровища в кораблях изогнутых; оказался – вор. Война ведётся за восстановление чести греков – это по большому счёту. При сужении масштаба мы слышим разговоры о чести с самого начала поэмы, с момента, когда Агамемнон не захотел честь жрецу оказать и принять блистательный выкуп за его дочь невольницу. (Ил. 1:20+). Когда по настоянию Ахиллеса, всем на благо, Агамемнон был вынужден вернуть дочь отцу, жрецу Аполлона, то тут же оскорбил честь самого Ахиллеса. В качестве компенсации за потерю наложницы, Агамемнон в сумасбродстве своём отнимает у него его наложницу, возлюбленную Брисеиду: ахейца храбрейшего так обесчестил! (Ил. 1:245-).

Аристотель, рассуждая о гневе в «Риторике», обращает внимание на слова о чести: Ахилл в гневе говорит:

…[Агамемнон] меня обесчестил…

И еще:

…обесчестил меня перед целым

народом ахейским…

Аристотель комментирует: …Уважения к себе люди требуют от лиц, уступающих им в происхождении, могуществе, доблести и вообще во всем… [1].

Когда поражение грекам кажется неизбежным, троянцы уже жгут их корабли у моря, послы Агамемнона, пришедшие в ставку Ахиллеса с царскими дарами, обещают чествовать Ахиллеса, прямо как бога, только бы он вступил в войну! Сулят ему сокровища, прелестных женщин и целые города. Ахиллес в гневе своем непреклонен. Он сын героя и богини, ему честь оказана самим Зевсом, подарки не могут быть компенсацией. Агамемнон должен поплатиться. Чем? Что должно произойти? Этого пока никто не знает.

Интересно сопоставить понятие о чести и хранение чести у Ахиллеса и Давида.

Чувство национальной и личной чести у Давида, выходца из среды мелких скотоводов, обострено с юности – иначе б не вышел на бой с Голиафом. При этом по сравнению с Саулом, своим царём, Давид, став успешным военачальником, себя он считает ничем. Когда царь, позавидовав его народной славе (женщины в хороводах пели песенку, ставшую популярной: Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!) [2], - то заподозрил Давиду в желании занять его место. Он возненавидел Давида и решил убить. Давид бежит. Саул пускается в погоню. Давид, доказав, что не хочет смерти Саула, кричит ему, выйдя из пещеры, в которой перед тем Саул был для нужды: Против кого вышел царь Израильский? За кем ты гоняешься? За мёртвым псом, за одною блохою. По сравнению с помазанником Давид видит себя дохлым псом, насекомым, которых давят не замечая. Однако личная честь Давидом сохранена и состояло это в том, что он не убил царя, когда мог. А мог убить дважды! Первый раз, когда Давид со своими вооружёнными людьми прятался в пещере, и зашёл туда Саул для нужды. Давиду подсказали: вот день, о котором говорил тебе Господь: «Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно». У Давида заболело сердце, и сказал он людям своим: да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень. И второй раз жизнь Саула оказывалась у Давида в руках, когда он проник ночью к нему в шатёр: Саул лежит, спит в шатре, и копье его воткнуто в землю у изголовья его… И взял Давид копье и сосуд с водою у изголовья Саула, и пошли они к себе…. Потом издали он показал это копьё Саулу и прокричал, апеллируя к Богу: Господь да будет судьею и рассудит между мною и тобою. Он рассмотрит, разберёт дело мое, и спасёт меня от руки твоей. (1Цар 24:15,16). Что и произошло. В псалме 20-м Давид говорит о себе во втором лице, глядя на себя как бы со стороны, восхваляя Бога:

Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век.

Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие.

Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего, (Пс.20:5-7). [3]

Бог даровал Давиду высшую честь, царскую, какая была дарована Ахиллесу при рождении.

Уклонился, заметим, и Ахиллес от убийства царя Агамемнона – высшей волею, но и своим разумением. Был Агамемнон носителем царского скипетра, который прошёл через руки Зевса. Выбор: Или, острый свой меч обнажив, всех разбросать и убить Атреида (имя Агамемнона по отцу). Или же гнев прекратить, смирив возмущенное сердце. Выбор сделан: На рукоятке серебряной стиснув тяжелую руку, меч свой огромный в ножны опустил Ахиллес...

Здесь заметим: ночная вылазка Давида и его племянника Авессы в стан Саула перекликается с ночной вылазкой героев Гомера Одиссея и Диомида в стан союзника троянцев, царя Реса. Отряду царя Реса не повезло. В отличие от Давида, который положился на стыд царя Саула и суд Божий, Диомид положился на соображение военной целесообразности, убил всех (Ил. 10:470+).

7. Общие ступени

Отметим некоторые другие перекликающиеся сюжеты.

Ахиллес, несмотря на то, что могуч, безжалостен и непобедим (но учтив, как мы ещё увидим), по внутренней своей сути как ребёнок. Психологически это понятно. В душе мужчин порой кипят слёзы, пока не превращаются в огонь. Когда царь отнял у него Брисеиду, он превратился в дитя, у которого отняли игрушку! Весь в слезах... сел близ седого прибоя, руки вперед протянул и к матери милой взмолился: «Мать моя!..»

Не раз плачет и могучий Давид. Узнав о желании Саула убить его: и плакали оба вместе (с сыном Саула, Ионафаном), но Давид плакал более. (1Ц.20:41). Увидев, что Секелаг, крепость Давида, разграблена и сожжена амаликитянами, а женщины и дети уведены в плен: И поднял Давид и народ, бывший с ним, вопль, и плакали, доколе не стало в них силы плакать.

Давид, убегая от неправедного гнева Саула, оказывается в стане филистимлян, своих недавних врагов. Первоначально попадает в город Геф, родной для убитого им Голиафа, потом получает на кормление небольшую крепость Секелаг. Когда коалиция филистимлян громит войска Саула, он пребывает в филистемлнской крепости. О войне филистимлян против евреев знает, но занят другими делами, не пытается вмешаться. Саул и его сыновья погибают.

Оскорблённый Ахиллес через дивную свою мать Фетиду взывает к Зевсу, чтобы тот дал победу троянцам, своим врагам. Когда, наконец, войско греков разгромлено, отброшено от стен Трои к морю, Гектор жжёт корабли и дело идёт к ликвидации флота и войск ахейцев, к абсолютной катастрофе, Ахиллес обеспокоен, но ни во что не вмешивается.

Причина гибели Троянского царства и пресечения династии Приама, у которого до войны было множество детей (более 50 сыновей погибли на войне в боях), та, что стал он ненавистен Зевсу Крониду. Его заменит Эней. Спасая Энея от меча Ахиллеса, боги объясняют, почему Энею суждено жить: Род же Приама царя Крониду уж стал ненавистен. Будет править отныне троянцами сила Энея, также и дети детей, которые позже родятся (20:305). Пророческий взгляд Гомера выводит нас за горизонты его эпохи, когда Эней станет вождём уцелевших троянцев, предком Ромула, основателя Рима, названного так в память убитого им брата Рема.

У евреев пророк Самуил открывает царю Саулу, что Бог передаст царство Давиду: ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебяТак как ты не послушал гласа Господня и не выполнил ярости гнева Его… (Цар 15:28).

Царь Саул отнимает у Давида его возлюбленную жену Мелхолу, свою младшую дочь. Давид вернёт её после смерти Саула.

Царь Агамемнон отнимает у Ахиллеса его Брисеиду. Событие стало струной, которая организовала звучание величайшей в мире поэмы. Агамемнон, раскаявшись, вернул Ахиллес Брисеиду, как, поклялся, нетронутой.

Царь Давид отнял у своего воина Урии Хеттеянина его жену Вирсавию, подстроив гибель Урии. Давид был обличён, наказан и раскаялся перед Богом в своём грехе. Это его покаяние стало великой молитвой, стихи которой на протяжении десятков столетий лет ежедневно прочитывают миллионы людей, 50-й псалмом.

Увидев гибель Патрокла, друга детства, и многих единоплеменников, Ахиллес раскаивается в своём гордом гневе. В раскаянии своём называет «земли бесполезное бремя».

Перекличка сюжетов слышится (при желании можно найти немало других) не от того, что «эпоха у них одна» или что «как по программе события дублируются», но от того, возможно, что каждый человек, народ каждый проходит назначенное или не проходит по единственным, общим в своей сути для всех ступеням.

8. Жестокость

Давид нагоняет амаликитян после разорения ими его крепости Секелаг. Амаликитяне коренные обитатели Ханаана, враги евреев со времён Моисея. Они празднуют по причине великой добычи... И поражал их Давид от сумерек до вечера другого дня, и никто из них не спасся, кроме четырехсот юношей, которые сели на верблюдов и убежали. (1Ц. 30:17)

Целую энциклопедию военных смертей разворачивает перед нами Гомер. Убийство, например, ничем неизвестного Девкалиона открывает он чудовищно красочно – так:

… на месте, где сходятся в локте

Мышц сухожилья, пронзил Ахиллес мускулистую руку

Медною пикой. Остался стоять он с повисшей рукою,

Видя смерть пред собой. Мечом Ахиллес размахнувшись,

Голову вместе со шлемом срубил и далеко отбросил.

Брызнул мозг позвонков… (480+,-)

После гибели своего друга Патрокла, Ахиллес начинает страшную войну. И нет у него жалости. Он знает пророчество, вскоре он и сам погибнет. Умолять о пощаде его бессмысленно. Качество ненависти Ахиллеса, машины смерти, не меркнет и после убийства главного героя Трои – Гектора. Он острою медью зарезал, свершив нехорошее дело, - говорит с осуждением Гомер о принесённых Ахиллесом в жертву двенадцати пленных Трои прекрасных сынов. Он режет пленников у погребального костра Патрокла и зашвырнул их тела в высокий огонь, как перед тем зарезал и зашвырнул в огонь двух своих собак. А костёр был – гигантский огненный мавзолей, сруб из брёвен сто на сто ступней – под девятьсот метров квадратных! Поминальный огонь был не только по Патроклу, но и по нему, Ахиллесу, чью гибель после смерти Гектора предсказала его мать Фетида, когда у Ахиллеса ещё был выбор – безвестоно дожить до старости на родине или умереть молоды в Илионе, получив бессмертную славу.

Вся красочная кровавость поэмы Гомера меркнет на фоне нескольких скупых строк Книги царств, где говорится о судьбе пленных аммонитян после взятия и разграбления Давидом их столицы Раввы: А народ, бывший в нём, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. (2Ц:12:31). Это ад и освенцим по меркам ХХI века. Исполнение ярости гнева Ягве.

(Окончание следует).

Сноски

[1] Аристотель // Риторика https://www.litres.ru/aristotel/ritorika-24126156/chitat-onlayn/page-7/. На тему чести обратила внимание Темненко Г. М. в статье «Аристотель о Гомере» https://cyberleninka.ru/article/n/aristotel-o-gomere. Галина Михайловна Темненко (1946-2018) доктор филологии, профессор культурологи Крымского университета им. В. И. Вернадского.

[2]. В Ветхом Завете об этом несколько раз: 1Цар 18:7; 1Цар 21:11; 29:5; Сир 47:7.

[3]. А. П. Лопухин в известном своём «Толковании» говорит о стихах 20 псалма: «Господь наградил Давида великою милостью: не только сберег его жизнь в этой войне, но и даровал ему и «долгоденствие на век и век». Его известность и слава зависят от благоволения к нему Бога, посылающего успех всем начинаниям Давида. Под вечной жизнью разумеется здесь не известность Давида в истории, как великого завоевателя, так как такою известностью, ценною в глазах людей, библейские деятели и благочестивые люди не дорожили, но известность его в потомстве, как носителя великого обетования; последним же было предсказание Давиду о происхождении от него потомка – Мессии».

А. П. Лопухин // Толковая Библия. Толкование на Псалтирь. https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/

Александр Павлович Лопухин (1852 –1904) — русский православный церковный писатель, переводчик, библеист, богослов, исследователь и толкователь Священного Писания.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Олег Слепынин
Борис и Глеб. Родники Святой Руси
2/15 мая - Перенесение мощей блгв. князей Российских Бориса (1072) и Глеба (1115), во святом Крещении Романа и Давида
14.05.2021
Все статьи Олег Слепынин
Последние комментарии
Ковид - ящик Пандоры приоткрыт!
Новый комментарий от Константин В.
21.06.2021 15:03
Церковь готовится признать «екатеринбургские останки»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
21.06.2021 14:35
Переживёт ли путинизм Путина?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
21.06.2021 13:36
Ныне мы пожинаем плоды безотцовщины
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.06.2021 13:03
А я Собянина понимаю…
Новый комментарий от В.Р.
21.06.2021 12:59